Екатеринбурженка Марина Рукавичникова, которая с октября пытается вернуть домой мобилизованного мужа, подала в суд на военкомат и призывную комиссию. Она уверена, что ее супруга призвали по ошибке и должны вернуть домой.
Документы ушли — и тишина
Виталию 36 лет, его диагнозы — близорукость и астигматизм. Мужчина уверен, что его призвали ошибочно. Военная прокуратура решила, что он может быть прав, и указала военкому Чкаловского района рассмотреть вопрос о его возвращении (копия документа есть в распоряжении редакции). Однако дальше на Марину, которая представляет интересы мужа, посыпался настоящий бумажный вал.
— Документы на возврат ушли в часть — и тишина. Областной военкомат пишет ниочемные отписки, я на оба их письма написала жалобы в прокуратуру. Районный военкомат сказал им больше не звонить — мол, контроль за ходатайством не в их компетенции. Я искала контакты бригады мужа, чтобы напрямую через командование уточнить вопрос возврата, — рассказала Марина.
Несколько недель обивания порогов так и не принесли результата. Екатеринбурженка уверена, что каждый день может стать для ее мужа последним, так что она продолжает рассылать во все инстанции просьбы, жалобы и обращения.
— Я мало что знаю о муже. Туда не звонят, оттуда только сами дозваниваются — и то секунд на двадцать. Я по неделе подряд не знаю, что с ним, где он. Но я знаю, что его кинули в наступление, что он круглосуточно в полях, в землянках, под обстрелами. Они не могут отдохнуть, — поделилась Марина.
9 декабря она подала иск в суд от имени Виталия. Ответчики — Свердловская и Чкаловская призывная комиссии и Чкаловский военный комиссариат. Суть дела — оспаривание решения о мобилизации мужчины.
Марина утверждает, что Виталий не подлежал призыву, что он не проходил медкомиссию и что его лишили возможности подать заявление о замене военной службы на гражданскую. Также в иске сказано, что «решение о призыве [было] принято в отсутствии всех членов призывной комиссии» и что оно «было принято без результатов обязательных диагностических обследований».
Оснований для отсрочки не имел
Свердловский военный комиссариат сообщил Марине, что ее муж проходил медосмотр на пункте отбора в Чкаловском военкомате и «жалоб на состояние здоровья не предъявлял». При этом обращение о предоставлении отсрочки от призыва направлено на рассмотрение областной призывной комиссии.
В ответе Министерства общественной безопасности региона сказано, что, исходя из данных Чкаловского военкомата, Виталий имеет категорию годности «А».
— Документы, подтверждающие право на отсрочку, [он] не предоставлял. Оснований для предоставления отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации на момент 27.09.2022 не имел, — сообщили в министерстве.
Однако в связи со «вновь открывшимися обстоятельствами» в виде справок о диагнозах командиру соответствующей воинской части направлено ходатайство, которое предписывает рассмотреть вопрос о возвращении Виталия в Екатеринбург. Цель возвращения — проведение дополнительного медицинского обследования.
В свердловской прокуратуре также сказали, что Виталий — младший сержант с категорией «А». Тем не менее у ведомства есть сомнения в наличии медкомиссии.
— В связи с неосуществлением последнего [медицинского освидетельствования] в рамках призыва прокуратурой района военному комиссару Чкаловского района г. Екатеринбурга 25.10.2022 внесено представление, — сказано в документе.
Помимо этого, ходатайство о возврате направлено командиру войсковой части. Ответы ведомств также есть в распоряжении редакции.
— Здесь очевидны нарушения, халатность и равнодушие сродни преступлению. И еще один вопрос: почему кошмарят родственников? Информации нет, обратной связи нет, они не считают себя обязанными реагировать на обращения. Норма ответа в 30 дней — это неуважение. Нигде нет ни поддержки, ни понимания. Меня возмущает областной военкомат. Я была вынуждена подать в суд на фоне фейков, неизвестности и неопределенности. Я в отчаянии, я не знаю, где еще найти ответы. Каков порядок принятия решений? Кто несет ответственность за этот бардак, переживания и унижения? — задается вопросом Марина Рукавичникова.
Накануне Татьяна Мерзлякова рассказала, что на Урал вернули уже 580 ошибочно призванных мужчин. Также она назвала три способа, как вернуть солдат домой.
С настоящим кошмаром столкнулась молодая вдова, которая похоронила мобилизованного мужа в свой день рождения. Ее терроризируют звонками с украинских номеров и пытаются убедить, что мужчина на самом деле жив.