Депутат Госдумы от Свердловской области Максим Иванов после объявления частичной мобилизации стал голосом Еланского гарнизона. Там находится один из самых крупных учебных центров в Центральном военном округе. В Елань уже три недели привозят людей, которых призвали из запаса. Мобилизация сопровождается многочисленными скандалами: военнослужащих только с помощью бизнеса и гражданских властей удается как-то обеспечить.
Иванов несколько раз приезжал в Елань и постоянно находится на связи с местными командирами. Он рассказал E1.RU в прямом эфире, как живут новоявленные военнослужащие, сколько им платят и почему так мало. Почитайте текстовую версию этого интервью.
— Ваша коллега Нина Останина, председатель комитета Госдумы по делам семьи, женщин и детей, опубликовала письмо от избирательницы Екатерины: «Сегодня, 18 октября, всех многодетных отцов направили домой из Еланской военной учебной части. Завтра наш папа будет уже дома!» Правда ли, что всех многодетных отцов из Елани отправили по домам?
— Речь идет об отцах троих (и более) детей, которых мобилизовали после 4 октября. Мы разговаривали с командиром, собрали документы на тех отцов, имеющих троих (и более) детей, кто был призван до 4 октября. Именно по ним идут несостыковки. Все документы находятся в штабе, мы разговаривали с военным прокурором Еланского гарнизона. Все чего-то ждут.
По линии Генерального штаба будет разъяснение касаемо мобилизованных с 21 сентября по 4 октября. Пока этих указаний не было, они должны вот-вот появиться. Вместе с тем в некоторых субъектах об этом говорил представитель комитета по обороне, губернаторы сами принимают решения, поскольку они по закону о мобилизации являются главными [в мобвопросах] и вправе принимать такие решения.
Другой момент, что кто-то из высших должностных лиц не берет на себя эту ответственность. Но на сегодняшний день есть вопросы по многодетным офицерам, а не по рядовым.
— На заседании Госдумы 18 октября ваша партия «Единая Россия» не голосовала за отсрочку от мобилизации для отцов, у которых трое детей и больше, а также для отцов, которые в одиночку воспитывают ребенка-инвалида. Почему вы так решили?
— По нашему мнению, механизмов, которые уже существуют, достаточно. Другое дело, что их просто не реализуют. Это директивы Генерального штаба, указания, что высшие должностные лица (губернаторы. — Прим. ред.) могут принимать решения. Давайте брать на себя ответственность.
Если не хватает силы или смелости, мы можем напринимать миллиард поправок, но, если закон или нормативные документы уже есть, давайте разбираться с теми, кто их не выполняет. Мы сделаем прямую норму, она будет работать. А почему не работает система, когда губернатор должен своим указом это отрегулировать?
«Сейчас не мирное время, "на расслабоне" жить уже не получится. Надо жить как в период военного времени»
— Вы говорите о многочисленных проблемах мобилизованных в Еланском гарнизоне, но не согласны с тем, что они живут там, по заявлению Нины Останиной, «как бомжи». А что вы видели и что изменилось за месяц с начала мобилизации?
— Никто не рассчитывал, что такое количество людей прибудет в Еланский гарнизон. Там разместили в 2,5 раза больше людей, чем могли физически. Командованию пришлось вместе с руководством области прилагать усилия, чтобы наводить порядок, обустраивать и экипировать прибывших. Сейчас там два палаточных лагеря, в которых живут мобилизованные. Часть из них вместе с курсантами-срочниками находится в казармах. Командир принимает решение расширить лагеря и всех мобилизованных сосредоточить в одном месте, чтобы не жили одни в казармах, а другие в палатках.
— Как часто вы приезжаете в Елань?
— С 21 сентября был там раза четыре. На прошлой неделе мы оборудовали умывальники. [Их не было изначально] потому что мобилизованные должны были отправиться к месту проведения специальной военной операции через несколько дней. Но поскольку сейчас большее внимание уделяется боевой слаженности и подготовке, перемещение военнослужащих перенесли на более поздний срок.
В одном из ангаров мы поставили умывальники, администрация Екатеринбурга пригнала технику, чтобы навести порядок на танкодроме. Сейчас мы укрепляем место, где проводятся тактические занятия. И то, что было в начале, по сравнению с тем, что есть сейчас, — это, конечно, небо и земля. И по бытовым условиям, и по тактической подготовке: по стрельбам и занятиям, по наличию инструкторов.
«Претензий к быту почти ни у кого из мобилизованных уже нет, но есть проблема со спальниками. Мы привезли 100 штук, еще 400 в Елань придет»
И еще 100 отправим в Луганск гуманитарным грузом ирбитчанам, которые уже служат там.
— Хватает ли военной техники?
— Когда приезжал замминистра обороны Юнус-Бек Евкуров, он увидел, что картинка, которую рисовали по докладам (что много техники и прочего), — одна, в реальности же МТ-ЛБ (многоцелевой плавающий бронетранспортер. — Прим. ред.), на которых люди будут передвигаться, не хватало. Сейчас дивизия будет доукомплектована техникой и ребята будут обучаться. Проблемы есть, но они решаются.
— Почему не хватает разгрузок? Это же самая что ни на есть армейская часть экипировки, не термобелье и не спальные мешки, которые советовал брать с собой военком.
— Входят в экипировку и вещмешки, и термобелье, и носки, и бронежилеты. Вопрос — почему этого нет [на складах]. Сначала будем восполнять нехватку, а потом уже разберемся, как так вышло. В [нормативной экипировке] выдают подсумок на четыре магазина, и на бронежилете тоже есть карманы. Некоторые разведчики привезли разгрузки с собой, ребята из Верхней Пышмы взяли тоже. Но они видят, что есть разгрузки лучше, с ними эффективнее все задачи выполнять. Поэтому мы идем навстречу и будем помогать с разгрузками.
Главное, что оружие выдают не такое старое, как показывают в телеграм-каналах, а всё в смазке, всё новое: АК-74, АКС-74У. Я сам стрелял, брал у одного из них [мобилизованных] автомат. Попадает в цель, пристреливать не надо. Гранаты тоже в большом количестве метают, а также стреляют из гранатометов, АГС. Артиллеристы тоже проводят стрельбы.
— Вопрос от зрителя: будут ли выплаты мобилизованным в Свердловской области?
— Мы задавали этот вопрос министру финансов РФ Антону Силуанову. Почему одни регионы выплачивают деньги, а другие не выплачивают? И, когда ребята вместе собираются, оказывается, что кто-то получил единовременную выплату, хотя бы 100 тысяч рублей, а кто-то не получил. Это многих напрягает, потому что у всех семьи. И вчера поставили вопрос, чтобы на федеральном уровне принять решение об одинаковых выплатах для всех.
Это касается и обмундирования. Например, я метал гранаты в стальной каске, как во времена, когда в училище был. Неудобно. Минфин зарезервировал 100 миллиардов рублей на каски и бронежилеты, которые будут спасать жизни наших военнослужащих. Плюс деньги выделили на закупку зимнего обмундирования.
«Все хотелки Минобороны мы всегда закрывали. Куда деньги делись, почему не хватает бронежилетов и касок?»
Пусть со скрипом, мы начинаем решать проблемы, маховик системы начинает раскручиваться. То, что мы в Свердловской области не выплачиваем деньги, неправильно, хотя и разрабатываем меры соцподдержки.
20 октября правительство Свердловской области приняло постановление о единовременных выплатах 20 тысяч рублей семьям мобилизованных и о выплате 20 тысяч на каждого из детей военнослужащего.
— Когда поступают первые деньги на карточки людям после мобилизации? И в каком количестве?
— Силуанов нам объявил, что 195 тысяч — начальная сумма, которую будет получать мобилизованный. Мы задали ему вопрос, когда. Он сказал, что после отправки в зону СВО. За четыре дня в Елани люди получили порядка 5000 рублей на карточку. Прошло 15 дней, будем выяснять, какие суммы они получают. Вообще, надо в этом навести порядок.
— Почему не работают кредитные каникулы?
— Мне в «Одноклассники» и в телеграм сыплются сообщения из Богдановича, Нижнего Тагила, что кто-то не успел оформить карту «Мир» (нужна для армейских выплат) и не знает, что делать. Деньги область не перечисляет, а алименты, проценты, выплаты по кредитам списывают. Желательно всех молодых людей, которые принимают решения в банках об отказе в отсрочках, на передовую или хотя бы в Елань, чтобы они тут пожили и их семьи не получили каникулы от кредитов.
Такая проблема существует, многие думают, что мирная жизнь продолжается, а [спецоперация] далеко. К сожалению, это не так. То, что происходит сейчас, касается каждого. Надо отбросить бюрократические интересы и делать общее дело.
На меня в пятницу [14 октября] обиделись за то, что я рассказал о проблеме с выплатами в Свердловской области. Мне говорят: из-за твоих высказываний Свердловскую область записали в отстающие. Я говорю: подожди. Съезди в Елань, поговори с мобилизованными, с их семьями. Ответь на вопросы. Деньги выплачиваются? Нет. Планируется? Ну, разрабатываем. Я то же самое сказал. А мне ты предлагаешь наврать людям, что ли? Обижаются на меня! А ведь если бы мы не рассказали о погибших в Елани, то это всё и продолжалось бы, слухи бы ходили. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
— Как все-таки быть с кредитными каникулами? Их предоставляют банки?
— Я пока положительных решений не видел. Такое ощущение, что это саботаж. Мы написали первое письмо по Нижнему Тагилу. У других коллег такие же проблемы. Банки должны это всё выполнять. Они же думают не о людях, а о наживе: «У вас мужья что-то будут получать, платите процент, алименты и прочее». Будем собирать сведения, наводить порядок в этой сфере.
— Как организован день мобилизованного в Елани? Вы там были, можете рассказать?
— Командиры рот после подъема и приема пищи выдвигаются с подчиненными на полигон и проводят занятия по плану до 19 часов с перерывом на обед. Кто-то занимается физической подготовкой, кто-то стреляет. Военнослужащие по-разному относятся к занятиям. Например, я побывал на занятии по тактике. Мобилизованные изучали действия в обороне. Две трети добросовестно относятся: роют окопы, маскируются, совершают другие действия, а кто-то просто спит. Устал человек, выкопал укрытие не очень глубоко и отдыхает.
Мы разговаривали [с мобилизованными]. Все должны понимать: чем больше ты впитаешь сейчас на занятиях по медицинской, тактической подготовке, по окапыванию, тем больше шансов у тебя выжить при ведении боевых действий.
— Кто обучает мобилизованных, сами военные?
— Большое спасибо инструкторам из частных военных компаний. Ребята, которые прошли горячие точки, проводят занятия [как и военнослужащие ВС РФ]. Нам даже медики подтвердили, что проводят с ЧВК занятия по военно-тактической медицине [и убедились в том], как отличается всё [чему раньше учили] от того, что происходит сейчас.
То есть идет реальная подготовка с учетом [особенностей] боевых действий. Люди приедут подготовленные, а не так, как было [с мобилизованными] из 32-го военного городка в первые дни. Там их особо не готовили. Но тогда был принцип призыва по конкретным специальностям тех, кто был недавно уволен, имеет военный опыт и прочее. Они занимались боевым слаживанием на полигоне ближе к передовой.
— Еще ни один командир не смог побороть пьянство в Елани. С мобилизованными эта проблема усилилась. Как сейчас обстоят дела, алкоголики сменились трезвенниками?
— Выпивающих и пьянствующих стало в разы меньше. Во-первых, люди стали заниматься боевой подготовкой, а менеджеры сетей пошли навстречу. «Бристоль» вообще перестал торговать спиртным, «Монетка» с 21 до 23 часов все-таки торгует. Есть пара точек местных предпринимателей, которые пытаются продавать алкоголь. Ну и привозят родственники мобилизованных.
С другой стороны, если в палатке человек 50 граммов для сугреву выпьет, это не скажется на боевой подготовке. Но если, как мы видели, военная полиция с утра ведет «никакого» мобилизованного... Такого быть не должно. Но это всё выполняется, ограничения по спиртному есть, и сами жители Елани говорят, что пьянства стало меньше.
Ранее Иванов рассказывал об условиях жизни мобилизованных и об их настрое. Прочитайте, какие диагнозы освобождают от призыва. Также отсрочку могут получить отцы троих детей. Кому еще положена отсрочка, смотрите в этом материале.