Суд запретил Евгению Ройзману выходить в интернет и посещать публичные места. Об этом ходатайствовала следователь по уголовному делу о повторной дискредитации Вооруженных сил. Политика подозревают в преступлении, указанном в части 1 статьи 280.3 УК РФ, она предполагает наказание до трех лет лишения свободы.
Как обосновали наложенные на Ройзмана ограничения, можете прочитать в расшифровке судебной речи следователя. Мы же попросили политологов Константина Калачева и Алексея Шабурова оценить, какие последствия для оппозиционера может иметь запрет на выступления.
Политолог из Екатеринбурга Алексей Шабуров считает, что это очень серьезные ограничения для политика.
— Запрет на пользование интернетом, конечно, станет чувствительным для Ройзмана. Его популярность в масштабах страны — это во многом именно интернет-феномен, начавшийся еще в эпоху ЖЖ. Да и сейчас YouTube, твиттер и телеграм позволяют Ройзману быть всё время на слуху, хотя он давно не занимает никаких должностей, — отметил Шабуров.
Без интернета вести активную общественную жизнь у Ройзмана не получится, уверен политолог.
— В какое-то другое время об этом, наверное, можно было сокрушаться. Но сейчас ставки совсем другие. Вопрос не в том, продолжит Ройзман политическую деятельность или нет — а в том, будет ли он вообще на свободе. Очевидно, что в политике вариантов деятельности для него нет и появятся они не скоро. Так что, с интернетом или без, эта часть его карьеры, видимо, закончена, — сказал Шабуров E1.RU. — Сомневаюсь, что у него получится заниматься благотворительностью или вести приемы граждан в прежнем режиме.
«Современная общественно-политическая реальность такова, что Ройзман в нее не вписывается»
— Возможно, ему дают самый последний шанс уйти «по-хорошему», без длительного тюремного срока. Но в любом случае, люди забудут его не скоро — много лет Ройзман создавал свой личный бренд и свой личный миф, которые так просто не исчезнут, — подытожил Шабуров.
Руководитель политической экспертной группы Константин Калачев полагает, что Ройзмана задержали в назидание другим несогласным следовать правилам ужесточившейся цензуры.
— Те цели, которые преследовало это задержание, решены. Это история нравоучительная [для других]. Пример Ройзмана как человека, который за словом в карман не лезет, заразителен. Надо заставить его замолчать и вывести его из общественно-политической жизни в назидание другим.
«Уж если Ройзман молчит, перестал писать свои знаменитые твиты, то всем остальным точно нужно сидеть и не рыпаться»
— Ройзман стал символом местного патриотизма, бунтарства, свободомыслия — он же не уехал. Более того, он харизматик, он популярен, он реализовывал легендарные проекты: «Город без наркотиков» и музей Невьянской иконы. Так вот, [в логике властей] надо из него сделать пример для подражания, но не в том, чем он занимался ранее, а [в том, как он будет вынужден вести себя] сейчас — пример молчания, — сказал Калачев.
Вместе с этим Ройзману пока не угрожает участь других видных оппозиционеров, полагает политолог.
— Героизировать его, делать жертвой режима, отправлять по пути Навального и Ильи Яшина (имеет статус иноагента в РФ. — Прим. ред.) было бы ошибкой, тем более что он не является их идейным сторонником.
«Он не либерал, вряд ли западник, но человек, настроенный против [специальной военной операции]»
— Это неудобный [для власти] человек со своим мнением. Для того чтобы заставить его замолчать, достаточно просто поместить под домашний арест или ограничить в некоторых правах, — сказал Константин Калачев.
Заседание состоялось в Верх-Исетском суде Екатеринбурга, все детали процесса найдете в онлайн-трансляции. Мы опубликовали пламенную речь Евгения Ройзмана. Почитайте, что думают горожане о задержании Евгения Ройзмана. Накануне рано утром в его дом явились следователи с ОМОНом, а оформили процедуру только к вечеру.