Почтовые ящики, рекламные щиты и уличные столбы в Екатеринбурге заполнились фотографиями малознакомых людей в пиджаках. К фотопортретам прилагаются лаконичные энергичные фразы. Так всегда бывает в последний месяц перед выборами: 11 сентября действующий губернатор Евгений Куйвашев будет переизбираться на третий срок, а четверо конкурентов попытаются ему в этом помешать.
Сегодня мы хотим показать, как кандидаты призывают екатеринбуржцев проголосовать за себя, используя наглядную агитацию. Для многих из нас это, как и любая реклама, просто белый шум, но именно она создает визуальные образы политиков. Но сначала сравните размеры их официальных избирательных фондов.
Мы собрали агитки всех кандидатов, а проанализировать их нам помог заведующий коллекцией политической наружной рекламы в Государственной публичной исторической библиотеке (ГПИБ) России, главный библиотекарь Илья Кучанов.
Что мы видим
Депутат Госдумы Александр Демин не тратится на билборды (большие рекламные щиты), зато улыбается горожанам с автомобильных бортов, а волонтеры не выходят на раздачу газет без специальных стоек-флагов.
— Билборды не используем, так как эффективность до конца не понятна, через некоторое время они превращаются в ландшафт города, и никто их не видит. Предпочитаем прямой диалог с людьми, — пояснила представитель пресс-службы партии «Новые люди».
Баннеры с заместителем спикера Законодательного собрания, лидером свердловских коммунистов Александром Ивачевым можно встретить по всему городу. Такие же листовки расклеены на автобусных остановках. Ивачев обещает вернуть область свердловчанам. Неужели это он отобрал у них любимый регион?
Третий кандидат, Александр Каптюг, представляет в списке партию ЛДПР, свердловское отделение которой возглавляет. Он рассказал E1.RU, что за слоганом «Урал — возможность для каждого» скрываются предложения вернуть молодежные жилищные кооперативы и обеспечить бесплатное образование, доступность бесплатной медицины и работу фельдшерских пунктов, а также улучшить жизнь в небольших городах за счет развития общественного транспорта, поддержки бизнеса и возможности построить собственный дом. Апеллирует он и к людям старшего поколения, жизнь которых собирается улучшить доступностью бесплатной медицины, обустройством пандусов и курсами по переподготовке для тех, кто хочет продолжать трудиться и на пенсии.
Четвертый кандидат в списке тоже на А: Андрей Кузнецов, депутат Госдумы, представитель партии со сложносочиненным названием «Справедливая Россия — Патриоты — За правду».
Его портрет разместили рядом с лозунгом «За трудовой Урал!». «Эсеры», кстати, жалуются, что у них срезали несколько баннеров.
Наконец, Евгений Куйвашев, действующий губернатор Свердловской области. Глава региона сообщает уральцам про их лучшие качества: мы и «сильные», и «надежные». Он использует разнообразные форматы, от больших уличных щитов до наклеек и газет, которые кладут в почтовые ящики. Кстати, в своих программных буклетах, определяя точки опоры, губернатор начинает с образования, работы, жилья и бюджета, а пятой точкой называет промышленность и бизнес.
Оценка эксперта
Илья Кучанов отметил, что в материалах действующего губернатора отсутствует привязка к партии «Единая Россия», которая выдвинула его на выборы, а слоган «Работаю для людей» популярен у кандидатов в разных регионах.
— В буклете «Урал — земля сильных» выделены слова «надежные точки опоры» — это перекликается с материалами предыдущих кампаний ЕР Свердловской области: в них постоянно встречаются слова «опора», «опорный край державы», — замечает Илья Кучанов. — Культ силы — на мой взгляд, характерная черта материалов, выпущенных в Свердловской области в разные годы (причем это характерно не только для кандидатов от правящей партии).
Баннер Александра Ивачева укладывается в коммунистическую традицию.
— Вот несколько примеров из подборки ГПИБ: «Вернем власть народу», «вернем народу право выбора», «вернем украденную отчизну», «вернем столицу москвичам». Также видна спорная попытка разыграть карту «свой/чужой» после десяти лет управления регионом Куйвашевым, — рассказал эксперт.
«Справедливая Россия» пытается апеллировать к рабочим. Похоже, что партия собирается зайти на поляну коммунистов.
— Думаю, что материал больше подходит не для Екатеринбурга, а для небольших городов. Слоган подходит для выдвиженца КПРФ или даже «Единой России», а в данном случае не очень хорошо гармонирует с фотографией кандидата, — сказал Кучанов.
Реклама ЛДПР вызывает большой вопрос: сложно определить, кому она адресована.
— Впечатление, что кандидат написал «Урал — возможность для каждого!» про себя. Кроме попытки немного раскрутиться на этих выборах, ничего не просматривается, — отметил Илья Кучанов.
Эксперт считает, что у Александра Демина наиболее интересная агитация, хотя он и использует слоган партии «Яблоко» с выборов в Госдуму.
— Прослеживается попытка игры на повышение явки среди молодежи и консолидации либерального электората вокруг кандидата. Реклама на машине смотрится необычно. В целом какой-то особой специфики в агитматериалах не вижу, но согласен с мнением ряда политологов, что из всех губернаторских выборов — 2022 кампания в Свердловской области будет одной из наиболее конкурентных, — считает Илья Кучанов.
Конкурентность губернаторской кампании вызывает большой вопрос у других экспертов. Однозначный фаворит здесь — Евгений Куйвашев, а соперники выступают в роли спарринг-партнеров, уверен свердловский политолог Сергей Мошкин. Ранее мы рассказывали о судьбах кандидатов, которые так и не стали губернаторами Свердловской области. Участников выборов главы области в 2022 году избирком объявил в конце июля.