Екатеринбургский правозащитник Сергей Зыков покинул Россию. Мы узнали, почему он это сделал, а также поговорили с ним о правах и свободах россиян.
Зыков объявил о том, что его «больше нет на территории РФ», сегодня днем 10 мая. До этого на него составили протокол по статье о дискредитации Вооруженных сил. Правозащитник уехал, так как был уверен, что вскоре за этим последует уголовное дело.
— Это не бегство, но отступление. Если погононосители думали, что выдавив меня, чего-то достигли, то они сильно ошиблись. Что касается друзей и близких, то в любом случае для них (для вас) мое нахождение за границей лучше, чем в СИЗО, — написал правозащитник в своем Facebook (деятельность запрещена на территории РФ).
«У меня заранее было принято решение, что до реальной угрозы меня не выдавят, но смысла давать посадить себя в тюрьму не вижу никакого»
Мы связались с Сергеем. Он объяснил, что поводом для отъезда стала доследственная проверка по уголовному делу. Само дело еще не заведено, но Зыков уверен, что, если бы он остался в стране, то тюремный срок не заставил бы себя ждать.
— После того, как я покинул Россию, следователь очень быстро о том узнал, и интерес к моей персоне сильно поубавился. Проверку начали из-за моих постов, — пояснил он.
Заведут ли дело теперь, Зыков не знает. Однако возвращение в Россию в обозримом будущем считает для себя невозможным.
— Я посоветовался с адвокатами. Юридически расклад такой, что задержать меня могут, даже если дело не будет возбуждено. Его можно будет поднять, причем очень быстро, и возобновить процедуру. Я посчитал угрозу тюрьмы реальной, и понял, что пора. Следующий этап уже мог бы лишить меня всякого выбора — привет подписка о невыезде или ИВС, где ты сидишь и ничего не можешь сделать, — поделился Сергей.
Кроме того, его беспокоит общая ситуация с правами человека в России.
«Даже если при данном состоянии страны еще есть какие-то шансы отбиться, то за те несколько месяцев, что дело будет идти, ситуация может ухудшиться»
— Закроют границы, разгонят все оставшиеся СМИ, людей хватать будут не с плакатами на площадях, а на любой улице. Обоснования судам будут нужны еще меньше, чем сейчас. Я через «ОВД-инфо»* (Сергей работает в организации координатором. — Прим. ред.) вижу, где что творится. У меня иллюзий нет. И что в тюрьмах делается, я тоже видел, — объяснил правозащитник.
Зыков подчеркивает, что его эмиграция — не единичный случай. В последние месяцы сразу несколько сотрудников «ОВД-инфо»* были вынуждены уехать; прецеденты имели место в Ростове и Иркутске. Однако Зыков не считает, что это связано непосредственно с «ОВД-инфо»*. Скорее, по его мнению, «идет наступление на любую свободу слова и юридическую защиту».
— Это наступление на то, что люди имеют хоть какое-то свое слово. Хотя в Екатеринбурге идет давление именно на адвокатов и защитников, сотрудничающих с «ОВД-инфо»*. Это давление не всегда через прямые угрозы, но оно явное. Системе стало очень интересно, как вся эта правозащита функционирует, — сообщил Зыков.
Также правозащитник признался, что давно готовился уехать. Он понял, что это неизбежно, даже не в феврале 2022 года, а в апреле 2021 — когда были ликвидированы штабы Навального**.
— Уже тогда стало понятно, куда мы катимся. И было ясно, что тот апрельский митинг был последним большим митингом, — рассказал Зыков.
«Меня на нем задержали, и хотя я знал, что за мной охотятся, но... Но не прийти на последний митинг в России я не смог»
Я подготовил плацдарм для отступления. А окончательное решение об отъезде принял быстро, в течение суток.
Он пообещал, что продолжит работать в качестве координатора «ОВД-инфо»*. Более того, он уже не первый месяц работает удаленно. При этом Зыков отказался раскрывать информацию о том, где именно теперь находится — это могло бы «косвенно раскрыть» других людей.
* «ОВД-инфо» признано в России иноагентом.
** Общественное движение «Штабы Навального» признано в России экстремистской организацией.
В этом марте Зыков рассказал о нарушении прав горожан, задержанных на мирном митинге. Он же защищал женщин, которых два дня назад задержали на акции памяти жертв Второй мировой войны.
О задержаниях Зыков знает не понаслышке: посмотрите, как его скрутили на том самом «последнем митинге». Свердловский омбудсмен Татьяна Мерзлякова после этого обвинила полицейских в необоснованном применении силы.