С момента введения административной ответственности за дискредитацию Вооруженных Сил РФ (статья 20.3.3 КоАП РФ) в суды Свердловской области поступили 26 дел. Из них больше половины — 16 дел, рассмотрены, выяснил корреспондент E1.RU, изучив картотеки всех 50 районных и городских судов региона.
Президент РФ Владимир Путин 4 марта подписал закон, который вводит уголовное наказание до 15 лет колонии за распространение недостоверной информации о действиях вооруженных сил России. И административную ответственность за «умышленные действия, направленные на подрыв авторитета, имиджа и доверия, умаление достоинства и авторитета Вооруженных Сил». Максимальное наказание по этой статье для граждан — до 50 тысяч рублей, в случае призыва проводить несанкционированные акции — до 100 тысяч.
Больше всего протоколов — семь — приходится на Режевской городской суд. Все они составлены в отношении местной активистки Алены Смышляевой, один из них судья вернул в полицию из-за ошибок в протоколе. Остальные шесть еще не рассмотрены. В чём именно обвиняют женщину, в данных картотеки суда не сообщается. В ее соцсетях есть множество постов со словами поддержки Украины.
В суды Екатеринбурга поступили восемь административных протоколов. Из них рассмотрены только три — в отношении экс-мэра города Евгения Ройзмана в Октябрьском суде за пост в Twitter и видеоролик, а также за репост собственного твита в Telegram-канале. Об этом процессе мы уже писали ранее.
В картотеках судов удалось найти четыре опубликованных решения по делам за дискредитацию российской армии. Так, двух человек — Геннадия Ломакова и Виктора Казакова — из Новоуральска суд оштрафовал на 30 тысяч рублей за то, что они держали в руках плакаты с лозунгами, «направленными на искажение и дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан». Помимо этого, судя по опубликованным документам, Казакова и Ломакова арестовали на девять суток за то, что они создали «пикетную очередь» с плакатами. Как рассказал E1.RU адвокат Алексей Бушмаков, защищающий задержанных на протестных акциях в Свердловской области, эти пенсионеры из Новоуральска вышли на улицу с плакатами в поддержку Украины. Затем выложили фото с акции в местном паблике во «ВКонтакте».
Еще двух человек — Дмитрия Отраднова из Качканара и Виктора Желтоухова (его дело рассматривал Верхнесалдинский районный суд) — оштрафовали за посты во «ВКонтакте». Так, Отраднов за пост из пяти слов «"Защищая Отечество". Пошли похороны ***********» (публиковать его полностью редакция не может), который судья Анна Козлова посчитала дискредитирующим Вооруженные Силы РФ, получил 30 тысяч рублей штрафа.
Желтоухов, следует из решения, раскритиковал в соцсетях флешмоб в поддержку российской армии, который провели в одном из детских садов. И в антивоенной публикации у себя на странице использовал символику, имеющуюся «на вооружении, специальном обмундировании российских войск, участвующих в специальной операции на Украине». Судья Вячеслав Бельков оштрафовал мужчину на 45 тысяч рублей.
Адвокат Алексей Бушмаков напомнил и о деле Павла Митрофанова, который на Плотинке, на фоне здания областного правительства, установил макет пачки сигарет, на котором по аналогии с предупреждениями Минздрава была надпись о здравом смысле и спецоперации на Украине. Публиковать фото арт-объекта и приводить слоган дословно мы не можем. Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга рассмотрел это дело еще 14 марта, однако данных о нем в картотеке суда нет до сих пор.
По его словам, свердловские полицейские, как правило, заводят дела именно за публикации во «ВКонтакте». По сложившейся за годы работы в полиции практике МВД делает запросы администрации соцсети, получает IP-адрес, с которого заходил пользователь, а потом делает запрос провайдеру, подтверждая, что этот IP принадлежит привлекаемому лицу. И ни в одном из дел суды не поясняют, в чем именно заключается дискредитация Вооруженных Сил РФ.
— Дела заводят как раз за публикации во «ВКонтакте», где удается идентифицировать людей: чья это страница, к какому телефону она привязана. По лицу, по фотографиям проводят сверку, смотрят, кто изображен, и таким образом составляют протоколы, — рассказал Бушмаков. — Суды ни в одном из возбужденных дел не указывают, в чем именно заключена дискредитация. То есть это очень интересное психолого-лингвистическое понятие. Может, по этим делам нужно проводить какую-нибудь экспертизу, чтобы выявлять дискредитацию. Но никто и нигде не указывают, в чем она заключается. В делах суды ссылаются на статью 20.3.3 КоАП и все. Без какого-либо анализа.
Ранее мы писали про самые громкие случаи о дискредитации армии. Так, Евгению Ройзману за новые подобные твиты и высказывания может грозить уголовная ответственность, если ему не удастся их обжаловать.
О том, что можно писать, а что нельзя по закону о фейках — мы разбирались со специалистом.