Сегодня, 9 апреля, YouTube заблокировал официальный канал Госдумы: как объяснил Google, в соответствии с санкциями против России. Многочисленные санкции были введены после начала военной спецоперации на Украине.
Блокировка вызвала в Правительстве целый шквал гневных высказываний. Мария Захарова заявила, что YouTube «подписал себе приговор», Андрей Клишас — что YouTube «уверенным шагом» идет к тому, чтобы «стать в стране вне закона», а Петр Толстой и вовсе призвал заблокировать видеохостинг так, «чтобы ни под каким VPN зайти нельзя было».
Так получится ли у россиян пользоваться YouTube и что ждет его в ближайшем будущем? Мы задали главные вопросы Артему Козлюку, руководителю «Роскомсвободы». Его организация специализируется на защите цифровых прав россиян.
— Властям удалось победить те соцсети, которые уже заблокированы?
— Ряд пользователей не может зайти в Instagram (деятельность запрещена на территории РФ. — Прим. ред.) без использования VPN. Но это не значит, что он эффективно заблокирован в России. Да, те, кто был в нем неактивен, его покинули, они переориентировали свою аудиторию на другие соцсети. Однако большинство людей продолжает им пользоваться.
— С YouTube будет так же?
— С YouTube ситуация отдельная, так как трафик YouTube тяжелый. Внести помехи в такой видеопоток легче, чем это было при блокировке Facebook (деятельность запрещена на территории РФ. — Прим. ред.), Instagram (деятельность запрещена на территории РФ. — Прим. ред.) и Twitter. Эти помехи российские власти могут внести с использованием оборудования по суверенному интернету, так называемого ТСПУ — технических средств противодействия угрозам.
«С ТСПУ они могут глубоко анализировать интернет-трафик, вычислять сигнатуры YouTube-трафика и вносить в него помехи — торможения или блокировки»
— Как россияне почувствуют это на себе?
— Не будут грузиться видео в высоком разрешении, возникнут проблемы со стримингом и прямыми трансляциями. Мы будем жить в том мире, где YouTube будет заторможен. Можно сказать, что это будет кастрированный YouTube. Но в целом сервис будет продолжать работать, хоть и не с привычным нам качеством и скоростью.
— А как случится сама блокировка?
— Все блокировки последних полутора месяцев в отношении соцсетей, медиа и СМИ происходили по требованию Генпрокуратуры. Тут будет очередное требование, которое Роскомнадзор немедленно выполнит. Ничего удивительного в этом не будет.
«Не только мы, многие предсказывали, что YouTube подвергнется блокировке — и что к нему придут последним»
Потому что это видеохостинг, это социальный сервис, наиболее важный для россиян. В нём есть блогеры-миллионики, которые специализируются на самых разных вопросах. Тревел-блогеры, бьюти-блогеры, детский контент, развлекательный, образовательный — любой.
— То есть именно блокировка YouTube — это последний шаг в ограничениях интернет-пространства?
— Да. И этот шаг, скорее всего, вот-вот наступит.
— Что тогда делать россиянам?
— Люди будут использовать VPN и прокси-сервисы, уже ставшие для них привычными.
— Но сейчас много говорят о том, что VPN бывают опасны.
— Поэтому мы создали список проверенных на сайте Vpnlove.me. Там собраны сервисы, отобранные нами и другими международными активистами.
«Не все VPN одинаково полезны. Некоторые могут, наоборот, собирать информацию о пользователях и передавать ее третьим лицам»
Также у нас есть плагин Censor Tracker, совместимый с Chrome и Firefox. Он проксирует не весь трафик, а только трафик заблокированных ресурсов. То есть если вы заходите на условный «Яндекс», то он не будет прогонять трафик через прокси, а если сайт запрещенный, то будет. Неважно, реестровая это блокировка или внереестровая (то есть осуществляемая при помощи упомянутых выше ТСПУ. — Прим. ред.). Вы сможете зайти на любые сайты, включая YouTube.
— Вы ведь уже давно предсказывали, что иностранные соцсети в России ждут блокировки?
— Да, я говорил еще полтора-два года назад, что в России последовательно будут пытаться блокировать Twitter, Facebook (деятельность запрещена на территории РФ. — Прим. ред.), Instagram (деятельность запрещена на территории РФ. — Прим. ред.) и YouTube. Для того чтобы это понимать, не нужно быть суперэкспертом, это очевидно по нарастающей популярности сервисов. В Instagram (деятельность запрещена на территории РФ. — Прим. ред.) и YouTube есть блогеры с десятками миллионов подписчиков из России, и поэтому они два держались последними. Instagram (деятельность запрещена на территории РФ. — Прим. ред.) уже пал, но не прекратил существование. YouTube ждет та же участь.
— Когда?
— Даже если блокировки не случится на этой неделе, при текущей политической конъюнктуре она неизбежна. Может, завтра, может, через полгода, но вероятность этого события стопроцентная.
Прочитайте, что о такой опасности думают уральские видеоблогеры и почему они считают, что «путей отхода нет». Обычные екатеринбуржцы тоже оказались отнюдь не рады возможной блокировке видеохостинга.
Ранее Роскомнадзор уже угрожал сервису «мерами технологического воздействия».