Бывший мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман этой весной ходит в суд как на работу — только она не приносит денег, а наоборот. Недавно его дважды за день осудили за дискредитацию Вооруженных сил, выставив счет на 100 тысяч рублей.
7 апреля экс-глава Екатеринбурга в третий раз пытался отстоять в суде право свободно высказываться о происходящем в стране и мире. Корреспондент E1.RU побывал на заседании и зафиксировал, что, кажется, говорить можно, но только в суде (и это обходится очень дорого).
На сей раз Ройзмана судили за перепост твита в Telegram. В коротком высказывании политик выразил свое отношение к российской спецоперации на Украине — это и стало поводом, чтобы обвинить его по статье 20.3.3. КоАП о дискредитации действий Вооруженных сил.
Судья Октябрьского районного суда Жанна Стекольникова судила Ройзмана уже в шестой раз, сегодня она же наказала защитника бывшего мэра Юлию Федотову за нарушение правил проведения митингов. Юлия год назад участвовала в акции протеста в защиту оппозиционера Алексея Навального и теперь должна государству 20 тысяч рублей (но она будет это обжаловать). Словом, можно предположить, что участники заседания изрядно надоели друг другу.
Поэтому никто не удивился, когда Федотова в самом начале заседания потребовала дать судье отвод. Она предположила, что давняя история своеобразного знакомства Ройзмана и Стекольниковой может помешать правосудию из-за «взаимного негативного отношения». Это отношение Ройзман тут же подтвердил.
— Я вам не доверяю, — заявил он судье.
Что думает по поводу экс-мэра Жанна Стекольникова, осталось неизвестным. Во-первых, судья сразу удалилась в совещательную комнату, а во-вторых, судьи обычно воздерживаются от оценочных суждений. Вернувшись в зал заседаний, она объявила, что отклоняет ходатайство.
В начале двухтысячных Октябрьский районный суд Екатеринбурга дважды оправдывал Ройзмана. Первый раз — на процессе против ГУ МВД по Свердловской области, во второй раз — по иску наркоторговца. Бывший мэр вспомнил об этом, пока ждали возвращения судьи.
Кстати, в то же время, когда Ройзман выигрывал суды, набирали популярность книги о Гарри Поттере. Первая часть легендарной саги удивляла читателей иррациональным страхом обитателей волшебного мира перед именем главного Волан-де-Морта. Они боялись называть его по имени — все, кроме Гарри Поттера.
В похожей ситуации оказались журналисты, следившие за заседанием. Произносить короткое слово, которым Ройзман назвал спецоперацию на Украине, для медиа смертельно опасно. А как рассказывать о суде, если нельзя даже объяснить суть обвинения? Пришлось использовать навыки настольных игр, в которых надо объяснять слово, не называя его.
От этих оков были свободны только четыре участника заседания, которые произносили запрещенные слова много раз и, кажется, на прениях выучили их наизусть как заклинание.
Юлия Федотова заявила сразу три ходатайства. Она попросила назначить лингвистическую и историческую экспертизу для анализа высказывания Ройзмана специалистами из УрФУ, прекратить производство по делу в связи с тем, что его составлял сотрудник прокуратуры вместо полицейского, и обвиняемого не уведомили о заседании. Еще одно ее ходатайство было о допросе прокурора, который, кстати, возражал против каждого из пунктов. Судья отклонила все ходатайства.
Прокурор зачитала обвинение. С точки зрения представителей власти, высказывание Ройзмана повлекло ущерб российской армии во время действий за рубежом. Обвинитель настаивала, что это дискредитировало Вооруженные силы. Защита просила ее объяснить, как именно, ведь в этой фразе нет ни слова про армию или Вооруженные силы.
К сожалению, мы не можем привести полностью диалог Жанны Стекольниковой и Евгения Ройзмана. Судья уточняла, о каких именно событиях на Украине он высказывался, используя прилагательные «страшная», «нелепая» и «бездарная», «позорная» и «несправедливая». Политик сказал, что имел в виду текущие события. Пока Стекольникова размышляла над решением в совещательной комнате, Ройзмана спросили, насколько сильно бьют по его карману многочисленные штрафы. Политик сказал, что пока не платил по последним делам, потому что есть возможность обжаловать решения.
Судья быстро вернулась в зал заседаний с готовым вердиктом.
— Признать Ройзмана виновным и подвергнуть административному штрафу в размере 50 тысяч рублей, — зачитала она резолютивную часть решения. Так, бывший мэр получил третий подряд штраф на 50 тысяч рублей по статье 20.3.3. КоАП РФ. Это максимально возможное наказание.
Спасло ли это российскую армию от дальнейшей дискредитации? После заседания корреспондент E1.RU спросил у Ройзмана, будет ли тот после серии судов тщательнее подбирать слова, выражая свое мнение.
— Кто мне может помешать оставаться самим собой? В какой-то ситуации это становится самоцелью. У меня никогда не получалось по-другому, — сказал политик, — В чем я вижу опасность... Здесь просто выражение своего мнения. Понятно, что очень сложно привязать дискредитацию, еще что-либо. Но вот сейчас было принято решение за выражение своего мнения. В следующий раз будут судить за недовольное выражение лица, а дальше — за не очень радостное выражение восторга, — заявил Евгений Ройзман. — Иллюзий нет никаких. Ситуация касается всех.
По словам Юлии Федотовой, каждое из административных дел обжалуют в вышестоящих инстанциях, вплоть до Европейского суда по правам человека, который всё еще работает в отношении граждан России. Пока нет оснований полагать, что из-за этих высказываний ее подзащитный станет фигурантом уголовного дела.
— По букве закона, для возбуждения уголовного дела человек должен написать что-то новое после того, как первый административный протокол вступит в силу. Старые посты тут не котируются, но это я так вижу, — сказала Федотова.
Мы вели онлайн-трансляцию из зала заседаний. Отметим, что, если эти решения не удастся обжаловать, за новые подобные твиты и высказывания политику может грозить уголовная ответственность.
Что думает обо всем этом сам Евгений, он рассказывал в интервью из зала суда.