В воскресенье, 27 марта, глава Луганской народной республики заявил, что в ближайшее время может пройти референдум о вхождении ЛНР в состав России. Спустя некоторое время Леонид Пасечник пояснил, что оговорился и высказал личное мнение о том, что может произойти в будущем — а сейчас никакой подготовки к самому референдуму не ведется. К чему было это заявление и каковы перспективы подобного решения — разобрались вместе с политологами.
Сенатор Совета Федерации Андрей Клишас и глава комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников разошлись во мнениях о целесообразности референдума. Последний подчеркнул, что такие инициативы не принимаются в спешке. E1.RU обсудил перспективы и целесообразность референдума с политологами Глебом Павловским, Сергеем Михеевым и Анатолием Гагариным.
Проведут на всякий случай
Любое государство может проводить референдумы, но в итоге не задействовать их результаты, рассказал Е1.RU глава экспертно-консультационного совета при главе Республики Крым, политолог Сергей Михеев. При этом, по его мнению, бояться реакции Запада на вступление ЛНР в состав России уже бессмысленно.
— Сейчас это уже не имеет ни малейшего значения абсолютно, потому что всё, что уже можно было сделать, уже сделано, — говорит Сергей Михеев. — В Южной Осетии и Абхазии проводили не менее трех референдумов о присоединении к России, но этого не произошло. Их признали в результате того, что в 2008 году грузинские войска начали там военную операцию. ДНР и ЛНР на сегодня признаны [Российской Федерацией] в качестве независимых государств, на этом основании им оказывается помощь, а всё остальное — вопрос будущего.
«Референдум — внутреннее дело ЛНР, они могут его провести, но он не будет обозначать автоматическое вхождение в состав России»
— Хотя я бы такое вхождение когда-нибудь не исключал. Референдум может быть проведен на всякий случай, а его результаты могут быть использованными в зависимости от развития ситуации, — добавил политолог.
Цель — посмотреть реакцию
Действительно, о реальном присоединении ЛНР к России пока говорить рано, уверен политолог Анатолий Гагарин, ведь подобные заявления от республики звучали множество раз за последние восемь лет.
— Пока здесь можно говорить только о намерениях, а о подготовке пока рано говорить, да и возникнет ли она — большой вопрос, — пояснил E1.RU политолог. — Это будут, безусловно, некие государства, республики, которые продолжат сложившуюся за восемь лет традицию дружбы с Россией.
«Я думаю, это некая проба, которая запущена в информационное пространство, чтобы посмотреть реакцию всех участников этого процесса, не более того»
«Народные республики» не имеют строгих задокументированных границ, а на их территории продолжается военная спецоперация, а это значит, что говорить о референдуме рано, отмечает политолог.
— Пока провести референдум чисто технически невозможно, надо подождать, — уточнил Анатолий Гагарин. — Я считаю, что республики должны сохранить свой статус, возможно, увеличившись в территориальных размерах. Здесь можно будет говорить о каком-то союзе братских славянских республик, государств, других территориальных образований. Вопрос о референдуме может возникнуть: это наиболее объективная и демократичная форма проявления воли населения, живущего на этой территории. Как это происходило в Крыму.
«Они хотели повторить судьбу Крыма, но здесь другая ситуация и время другое. Оценка объективной реальности говорит, что референдум проводить рано»
— С точки зрения исторической перспективы я думаю, что сохранение их суверенного статуса даст им возможность развиваться, используя всю помощь, которую мы им можем оказать. Сохранение суверенного статуса — это естественная форма, которая может быть успешной, потому что государство сохраняет свою независимость, но при этом может вступать во все необходимые альянсы и союзы, — заключил Анатолий Гагарин.
Вступление ЛНР в состав России отсрочит наступление мира?
Политолог, бывший глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский, в свою очередь, сомневается в субъектности Леонида Пасечника и в том, что речь о референдуме сейчас вообще имеет смысл.
— Мнение этого человека не является ни самостоятельным, ни важным. Сегодня речь идет не о судьбе этих сепаратистских республик, а о форме перемирия, которое необходимо и России, и Украине. Судьба этих территорий будет определяться формулой перемирия, а не мнениями их руководителей, — высказался в разговоре с E1.RU Глеб Павловский. — Одно условие может обмениваться на другое, мы не знаем сегодня, как будет выглядеть конечная формула перемирия. Понятно, что до мира очень далеко, о нем сейчас речи не может идти, но может — о промежуточном прекращении огня, то есть о новой версии Минских соглашений 2015 года.
Главное, чтобы Россия и Украина договорились об условиях прекращения боевых действий. Поскольку Россия уже признала независимость республик Донбасса, а значит, судьба этих территорий вряд ли станет поводом к дальнейшим спорам. В этом вопросе Москва не отступит.
— Трудно сказать, чем можно пожертвовать Украине для того, чтобы остановить огонь. Эти территории могут в любой момент быть интегрированы в РФ, вопрос только — какой в этом смысл? — считает экс-глава Фонда эффективной политики. — Это вопрос статус-кво, военную операцию на Украине начали, признав их независимость, так что сейчас руки связаны этим признанием.
«Что касается Киева, то я думаю, он на самом деле не прочь отправить в свободное плавание эти нелояльные ему территории»
Павловский опасается, что могут быть претензии в отношении и других территорий: менять границы государства — опасно.
— Здесь будет какая-то полемика, и все-таки в ее центре будет, так или иначе, прекращение военных действий. Это главная ценность не только для Украины — и для России тоже, — подытожил Павловский.
Вместе с политологами мы разбирали, чем опасно признание ЛНР и ДНР (посмотрите, что из прогнозов наших экспертов сбылось) и чего ждать от переговоров России с Украиной. Всю информацию о ходе военной спецоперации на Украине собираем в онлайн-репортаже.