Политика Как выживали в 90-е подробности «У нас тысяча олигархов». Россель предложил решать проблемы России с помощью богатых людей

«У нас тысяча олигархов». Россель предложил решать проблемы России с помощью богатых людей

Бывший глава региона считает, что сейчас экономике страны проще, чем в начале 90-х годов

Эдуард Россель считает, что работа губернатора снова стала интересной
Источник:

С момента начала спецоперации на Украине разные страны и частные компании заваливают Россию экономическими и политическими санкциями. Наше государство проходит один из самых непростых периодов своей истории.

В начале 90-х Россия уже пережила тектонический сдвиг, когда из части Советского Союза стала самостоятельной страной. В тот период Свердловской областью руководил нынешний сенатор Эдуард Россель, он был главой облисполкома, а впоследствии управлял областной администрацией. Мы попросили легендарного политика вспомнить, как регион смог выжить в переломные годы.

— По сути, произошло разрушение системы госуправления экономикой. Были ликвидированы Госплан и Госстрой, аннулированы военные заказы. Мы были лишены нарядов на продукты питания. Если всё это объединить, то можно сказать, что мы оказались полностью брошены государством, — вспоминает Эдуард Россель.

По оценке сенатора, на пике безработицы в регионе без зарплат остались полтора миллиона человек, примерно половина которых трудилась на оборонных предприятиях. А еще региону грозил голод. Самые важные продукты при СССР Свердловская область получала из-за границы — например, зерно привозили из Канады по нарядам Госснаба. Когда этот комитет упразднили, не стало и зерна.

— Я ночами не спал, думал, как обеспечить область продуктами питания.

«Придумали так: раздать землю людям, чтобы они выращивали на ней всё, что можно»

На момент принятия решения в Свердловской области было 140 тысяч садов. Я распорядился выделить землю, до 50 соток на семью бесплатно. За месяц мы довели количество владельцев земли со 140 до 740 тысяч. То есть около трех миллионов человек получили возможность обеспечить себя продовольствием, — рассказывает Россель. — В первый же год мы получили урожай моркови, картошки, свеклы, ягод, огурцов, помидоров. Люди себя обеспечили, и на второй год нам было значительно легче.

Проблему с зерном тогда решили с помощью Казахстана. Только у этой страны в то время были излишки зерна, которые можно было экспортировать. Россель отправился на встречу к заместителю Нурсултана Назарбаева. Казахи обещали помочь, но с одним условием.

— Я просил 160 тысяч тонн. Мне сказали: тонну зерна за тонну металла! Я вернулся назад, собрал директоров заводов. С ними по номенклатуре Казахстана мы собрали 160 тысяч тонн. Назарбаев строго соблюдал правило: сколько металла мы поставили, столько зерна взамен и получили.

Михаил Горбачев прилетал в Свердловск в 1990 году
Источник:

Еще одно ключевое решение приняли во время визита в Свердловск президента СССР Михаила Горбачева. Он провел совещание на Уралмашзаводе. Россель тогда был в оппозиции к председателю Областного совета Владимиру Власову и поэтому на совещании с Горбачевым и главой Правительства СССР Николаем Рыжковым сидел в зале, а не в президиуме.

— Я сидел в первом ряду и слушал все эти беспомощные выступления [с трибуны]. Люди не представляли еще, где мы находимся, и я решил выступить. Поднял руку, представился. Попросил дать две-три минуты. Помню, Горбачев был очень удивлен, что высшее должностное лицо Свердловской области не в президиуме, и дал мне слово.

«Я сказал, что есть три просьбы. Первая — рассекретить Свердловскую область»

Вторая — дать нам право внешнеэкономической деятельности. И третья — дать право 2% от объема ВВП области реализовывать самим. Горбачев меня поддержал, — рассказывает Эдуард Россель.

Николай Рыжков, бывший директор «Уралмашзавода», не поддерживал снятие секретного статуса со Свердловской области. Трижды Россель ездил в Москву к Горбачеву, чтобы напомнить об этом. Только после очень серьезного разговора с президентом Рыжков согласился.

— Область рассекретили, к нам поехали люди с деньгами, много иностранцев. Я подписал постановление о лимитах: каждое предприятие получило право половину от реализации проданного металла оставлять себе. Вторые 50% оставались у них, но они приобретают продукты питания, лекарства, медицинское оборудование для нужд Свердловской области. Они четко это исполняли. Мы создали продовольственный фонд, в который поступали продукты, — вспоминает Россель.

Колхозам разрешили платить налоги продуктами. Селяне вместо денег поставляли мясо, молоко, сметану, яйца и курицу. Так удалось прокормить Свердловскую область в первые годы самостоятельной жизни России, но до экономического подъема было еще далеко.

То время было тяжелее нынешнего. Сегодняшнее положение России открывает массу возможностей для развития, считает сенатор.

— Президент дал команду развивать внутренний рынок, но я не вижу особого рвения в этом вопросе. А ведь мы всё можем делать сами! — делится Эдуард Россель.

Чтобы наладить производство товаров, которые раньше закупали, нужна госпрограмма и поддержка самых богатых людей страны.

— У нас тысяча олигархов. Если каждому поручить решить по одной проблеме, то в год мы сможем справиться с тысячей проблем. И это нормально. Если мы сами делаем рыночный продукт, то обеспечиваем сбыт и рабочие места, в том числе для тех, кто уехал. Раньше [только] призывали развивать внутренний рынок, а сегодня другого выхода нет: либо развиваем внутренний рынок, либо имеем колоссальные проблемы с непонятным исходом. Но у нас удивительный шанс на развитие, им надо воспользоваться, — убежден Россель.

На фоне новостей о санкциях в Свердловской области заводы объявили о росте цен на хлеб. Правительство тем временем приняло меры для поддержки жителей и бизнеса. Кстати, губернатор Свердловской области раздал министрам поручения по спасению экономики.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
202
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Мужик грозил ножом, женщины кидались с кулаками»: случаи в такси, от которых ни один водитель не застрахован
Наталья
Мнение
«Площадь — 25 квадратов, а в реестр вписали 255». Как легко разориться на налогах из-за ошибок в документах
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Мнение
Когда преследует она: откровенный рассказ пострадавшего от сталкерши
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
И никакого гипноза. Бывший опер рассказал о тайной формуле, по которой «капитаны ФСБ» лишают россиян жилья и денег
Сергей Колосовский
адвокат
Мнение
«Везла 15 кг за 200 рублей». Курьер — честно о зарплате и сложностях работы
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Рекомендуем
Знакомства
Объявления