Огромный интерес жителей России к протестам в Казахстане и реакция властей на них показали, как много в нашем государстве, в том числе и в Екатеринбурге, живет людей, так или иначе связанных с этой страной. У одних там родственники, другие ездят туда на отдых, третьи уехали и стали гражданами России. Многие из них продолжают следить за ситуацией со стороны и переживают из-за событий на родине.
Трое бывших жителей Петропавловска, города на севере Казахстана, рассказали нам, почему в свое время решили перебраться в Екатеринбург. Интересно, что причины переезда Алексея в 2019 году и Влада с Анастасией, которые эмигрировали в начале 2010-х, сильно отличаются. Все они попросили не указывать их имена полностью.
Алексей, в Екатеринбурге с 2019 года:
— Я переехал из-за падения статуса русского языка и русскоязычного населения. Всё чаще слышал мнения от казахов, что русским здесь места нет, и прозрачные намеки, что нам пора валить.
Среди чиновников там только казахи, названия улиц меняют, им дают имена казахских государственных деятелей. Проблема обнищания русскоязычного населения и пренебрежительного отношения к русской культуре стоит остро, особенно в северных регионах, где раньше было русское большинство. Сейчас такие, как мы, уезжают, а с юга переселяются казахи, которые получают подъемные и дотации. Официально это делается для того, чтобы изменить бедственное положение региона, но на деле происходит вытеснение русскоязычных людей.
Русский язык утратил статус государственного, в школах его преподают очень плохо, грамматику искоренили.
«Я видел, что происходит, и понял, что для меня, как и для большинства других русскоязычных ребят, потолок здесь — работа таксистом или продавцом»
Так же в России трудятся иностранцы, которые приезжают сюда на заработки. Думаю, сейчас отток русскоязычного населения сдерживают закрытые из-за пандемии границы. Когда их откроют, люди станут уезжать еще чаще.
Казахстан я называю скрытой Украиной, потому что с виду там всё благополучно, а внутри очень плохо.
Влад, в Екатеринбурге с 2013 года:
— В 2013 году я вернулся из армии. У меня был диплом железнодорожного колледжа, но работать по специальности я не мог — эта работа считается престижной, потому что на железной дороге зарплата выше средней и стабильная. Многие однокашники к этому времени уже работали в России, потому что здесь есть вакансии.
Я начал работать, потом поменял гражданство и женился. Обычная история, никаких проблем внутри страны не было, кроме невозможности устроиться на работу. У меня много знакомых, которые сюда перебираются. Средняя зарплата там, на российские деньги, 8 тысяч рублей, а квартиры стоят как в Екатеринбурге. Поэтому молодые специалисты перебираются сюда, работать за 40 тысяч тенге им неинтересно. Зарабатывать там можно либо в милиции, либо на железной дороге, но в милиции хотят работать не все, а на железной дороге почти нет вакансий, просто так не устроишься — люди держатся за свои места.
Анастасия, переехала в 2013 году:
— Петропавловск — маленький провинциальный город. Если бы я жила в таком же в России, то уехала бы и оттуда в большой город. Для меня там никакое профессиональное развитие было невозможно. Я хотела большего, и мне пришлось переехать сначала в Екатеринбург в 2012 году, а теперь в Москву.
Я воспользовалась программой «Соотечественники», которая есть в России для таких переселенцев. Не скажу, что она идеальная (смена гражданства заняла много времени и нервов), но она работает. Вообще, много молодых ребят уезжает оттуда именно потому, что нет возможностей для роста. Я могла бы уехать в Алма-Ату или Нур-Султан, но там меньше русскоязычного населения, чем на севере страны. В то время уже ходили слухи, что Казахстан готовится перейти на казахский язык в использовании государственных документов. Это было неизбежно.
«Те, кто хочет работать на высокооплачиваемой должности, обязаны знать язык идеально. Я решила, что не хочу учить казахский язык на таком уровне»
Кроме того, в то время для тележурналиста в Казахстане не было никаких перспектив, уровень телевидения был местечковый.
Все новости о протестах в Казахстане мы собираем в одном сюжете. Постепенно ситуация в соседнем государстве успокаивается, «Уральские авиалинии» возобновили перелеты в эту страну. А вот другие уральцы, владельцы модного бренда одежды, временно закрыли свой магазин во время беспорядков в Алма-Ате и не открыли его, даже когда активная фаза противостояния закончилась. В Казахстане к пекинской Олимпиаде готовились российские конькобежцы. Их эвакуировали в Екатеринбург под прикрытием спецназа.
Почитайте, что об этих днях рассказал еще один житель Екатеринбурга, который во время протестов путешествовал по Казахстану на автомобиле.