В конце прошлого года в Екатеринбурге сменился мэр: Александр Высокинский уступил место заместителю губернатора Алексею Орлову. За это время у горожан было достаточно возможностей, чтобы сравнить, чем отличаются друг от друга два градоначальника.
Журналист и политолог Алексей Шабуров в своей колонке объяснил, почему Екатеринбург проиграл от ухода Высокинского и чем опасен новый стиль управления городом.
Год назад в эти дни в отставку уходил мэр Екатеринбурга Высокинский.
Я знаю, что в моей ленте приблизительно все его не то чтобы не любят, а прямо-таки ненавидят до сих пор. Но, несмотря на это, я все-таки решусь сказать, что отставка Высокинского была для города скорее вредна.
Я уже слышу ваше негодование, но тем не менее предлагаю прочитать до конца и попробовать понять меня, грешного.
Итак, Высокинский. Что мы можем сказать про него и про то, за что его не любили?
А) Во время протестов в сквере [возле Театра драмы] Высокинский вышел к протестующим, был освистан и с тех пор так и не вернул себе расположение горожан. Хотя конфликт в сквере был вообще не городской темой, а строительство храма — ни разу не городской проект, и ответственность за него лежала совсем на других людях.
«Броситься в этот момент на амбразуру народного гнева было большой политической ошибкой для мэра, хотя и благородной»
Б) После протестов Высокинский устроил многомесячное публичное обсуждение вопроса о месте строительства храма. Причем позвал туда нескольких реальных лидеров протеста. За это тоже был нелюбим, потому что итоговый компромисс хоть и устаканил ситуацию, но оставил чувство разочарования и раздражения у всех сторон.
В) Высокинский постоянно выступал с разными идеями. Нет, даже так — ИДЕЯМИ. Построить канатную дорогу. Вымостить весь центр гранитом. Поставить в центре огромное колесо обозрения. За это был многократно осмеян.
Г) Высокинский много общался с прессой — выходили часовые эфиры на «Студии-41», регулярные прогулки с E1, другие форматы. Благодаря его специфической манере выражаться эти эфиры растаскивали на цитаты и новости разной степени скандальности. Ну, вы знаете: «Высокинский разрешил вытаскивать людей без масок из автобусов» и т. п.
Д) Высокинский попытался ограничить аппетиты застройщиков и потерпел полный крах. Проект нового генплана, «тепловая карта», суд за здание над станцией «Бажовская» и т. п.
«Все эти проекты не просто провалились, а привели к войне застройщиков с мэром, и в этой войне он проиграл»
Е) Высокинский пытался играть в свою политику и, не чувствуя поддержки губернатора, пошел на союз с полпредом Цукановым. Губернатор ему этого не простил и, в конечном счете, снес и Цуканова, и Высокинского.
Ё) Высокинский носил меховую шапку. Nuff said (сказанного достаточно. — Прим. ред.).
А теперь о том, почему отставка Высокинского с историко-политической точки зрения — это не есть хорошо. Поставьте себя на место любого будущего мэра Екатеринбурга, который приходит на смену ему и знает о его печальном опыте. Я сейчас не конкретно про замечательного во всех отношениях нынешнего мэра Алексея Орлова (дай Бог ему long to reign over us (царить долго над нами. — Прим. ред.)), а в принципе про любого, кто согласится на эту неблагодарную работу — руководить Екатеринбургом. Какие выводы вы сделаете из кейса Высокинского?
А) Никогда не выходить к недовольным людям. Протестуют? Ну и пусть себе протестуют, наша хата с краю. Пусть другие выходят, или пусть Росгвардия решит вопрос, если всё зашло слишком далеко.
Б) Не звать на переговоры тех, на кого ты не влияешь и не можешь контролировать. Всё равно им не угодишь, только потратишь нервы и испортишь себе имидж.
«Переговоры могут сорваться, компромисс никому не понравится, а негатив повесят на тебя»
В) Не формулировать публично никаких идей, даже если они у тебя есть — потому что всё равно осмеют и будут издеваться. Максимум, что можно сделать, — вложить эти идеи в уста посторонних людей.
Г) Не общаться с прессой. Всё сказанное вами в прямом эфире может быть использовано против вас. Поэтому лучше ничего не говорить и особенно избегать форматов, которые не подразумевают контроля со стороны пресс-службы.
Д) Никогда не ссориться с застройщиками. Хотят строить — пусть строят, где и сколько хотят. Если это вызовет протесты населения, см. пункт А.
Е) Никогда не идти вразрез с губернатором. Никаких самостоятельных связей в обход него не выстраивать. Управление городом возможно только под контролем областной власти.
Ё) Никогда не носить меховую шапку.
Так что Высокинский преподал хороший урок всем своим последователям на много лет вперед. В этом плане они могут сказать ему спасибо, он своим негативным опытом фактически сформулировал для них краткий курс выживания мэра.
Но для Екатеринбурга в долгосрочном плане такая «поствысокинская» линия поведения может оказаться контрпродуктивной, потому что из городского уровня управления со временем может уйти стратегическая инициатива и политический нерв. Из всех перечисленных пунктов только пункт Ё однозначно правильный и нужный. Но выбор уже сделан, и с этого пути не свернуть.
Согласны с автором?
Год назад мы собрали мнения экспертов о том, почему в Екатеринбурге поменяли мэра. Александр Высокинский после нескольких месяцев работы в аппарате губернатора этой осенью был выбран в Совет Федерации, а незадолго до этого дал интервью E1.RU.
На днях итоги первого года работы подвел мэр Алексей Орлов. Почитайте главные высказывания из его полуторачасовой пресс-конференции.