Юрист Георгий Бурмистров осенью 2013 года стал главой аппарата городской думы, а перед этим помог победить Евгению Ройзману на последних на сегодняшний день всенародных выборах мэра Екатеринбурга. В своей книге «Байки PRO выборы» Георгий рассказал про разные выборные кампании нашего города. В том числе он поведал, что помогло Ройзману одержать сенсационную победу над кандидатом от власти Яковом Силиным и выиграть выборы. Почитайте, как агитировали восемь лет назад в Екатеринбурге.
Выбрать мэром третьей столицы либерального оппозиционера... Сделать невозможное возможным — неплохой вызов! С другом Олегом Кырченовым взялись за работу. Нет денег? И не надо. Небольшие средства на выпуск нескольких газет уж как-нибудь да наскребем. В соцсетях интернета помощи попросим. С миру по нитке — нищему рубашка! Обычно основные затраты в кампании — агитационная сеть, люди. И здесь сэкономим!
«Ради хорошего человека горожане будут работать бесплатно! Не хочется называть их волонтерами»
В постсоветской России это слово, если это не касается Олимпиады или чемпионата мира по футболу, приобрело пренебрежительный оттенок. Оно предполагает «рабский» бесплатный труд по указке начальства, под угрозой увольнения или лишения премии.
<…>
Прежде всего нужно было поведать миру историю про российских Ромео и Джульетту. Что этих современных героев Шекспира незаконно давят и травят власть предержащие. За то, что ослушались. Слишком яркие и независимые. Завтра на месте этих неоверонских влюбленных может оказаться любой из нас.
«Чиновники хотят превратить выборы в фарс. За горожан уже всё решили. Определили победителя»
Для местных панов народ что бык с ярмом на шее. Телевидение, радио, газеты нам были заказаны. Для связи с избирателями — только блоги Ройзмана и Аксаны (Аксана Панова, известный уральский медиаменеджер, которая возглавляла избирательный штаб политика. На момент выборов у нее были отношения с Евгением Ройзманом. — Прим. ред.). Но у нас было слово!
<…>
Власть не хочет слушать и слышать. Чиновники не любят и всячески избегают прямого и честного разговора. В конце 90-х годов на политологическом семинаре питерский депутат рассказывал про опробованную успешную избирательную технологию — «Магнит». Мол, беседуешь с человеком, пока не «зарядишь» его. Собеседник должен поверить. «Наэлектризоваться» твоими идеями. Только тогда волонтер начнет помогать на полную катушку. «Намагнитишь» так дюжину. Они — столько же. Те — еще и еще. В результате охваченным оказывается весь округ.
Тогда посмеялся над этим человеком-аккумулятором, случайно попавшим в депутаты на волне лихих девяностых. Сегодня «Магнит» с небольшой доработкой взяли на вооружение.
«Беседуем со всеми. Важно не сколько, а как. "Намагниченные" агитаторы идут в народ»
В нашу приемную зачастую заглядывают «странные» собеседники, один вид которых ужаснул бы любую консьержку или охранника из штаба кандидата от чиновников. Но не нас. Терпеливо выслушиваем и рассказываем. Ни о чем не просим.
Посетители сами вызываются помочь. Распространяют газеты. От руки пишут листовки. Расклеивают. Следят, чтобы «враг» их не убрал. Блогер Александр сделал из подручных материалов значок «За Ройзмана!». «Нацеплю этот бейдж себе на видное место и хожу по городу. Считай, за день несколько сотен человек лишний раз прочитают фамилию Ройзман!» — философствует волонтер. Про билборды пришлось забыть. Рекламщики только руками разводят: «Старик, мы за вас. Но в комитете по рекламе строго предупредили: если появится хоть один билборд, хоть одна растяжка с Ройзманом — наш бизнес закроют».
Не даете место под агитацию на щитах? Окей! Тогда «заберемся» выше — на балконы жилых многоэтажек. Желающие повесить красный ватман «За Ройзмана!» еще должны будут уговаривать меня, что разместят баннер там, где он будет хорошо виден и его не смогут срезать хулиганы и науськанные властью управляющие компании. Полученный с таким трудом материал волонтеры берегли как зеницу ока! Не открывали двери даже участковым, которые требовали убрать агитацию. Обливали холодной водой рабочих-«жэкэхашников» в люльке автокрана, которые пытались демонтировать наши плакаты. Порванные, подклеенные в местах разрыва, но хорошо узнаваемые красные растяжки еще долго украшали лоджии даже после дня голосования.
Бабуля, раздававшая наши печатные воззвания у входа в Центральный парк культуры и отдыха, вступила в неравный бой с тремя подосланными молодчиками. Налетчики пытались вырвать у нее стопку газет.
«Из этой схватки пенсионерка вышла победителем, еще и заручившись поддержкой прохожих!»
Что не помешало этим головорезам совместно с полицией состряпать против старушки протокол. Согласно показаниям «пострадавших», пенсионерка якобы сама напала на трех мужиков. Насильно запихивала им агитки в карманы. Уже после выборов пришлось нанимать адвоката этой ветеранше выборной войны. Своих не бросаем!
Напечатали стикеры с дельфином. Этот символ для многих жителей области связан с деятельностью фонда «Город без наркотиков», а значит, и с его лидером. Фамилии на наклейке нет. Избирком может отдыхать. Кто в трезвом уме и доброй памяти будет бесплатно лепить на заднее стекло своего автомобиля чужую фамилию? К тому же не каждый поддерживает нашего кандидата. Но подавляющее большинство точно против наркомании.
Договорился с модельным агентством. Выбрал для акции девушек, кровь с молоком. Шикарная брюнетка в нашей фирменной футболке появляется на перекрестке. «Мерседес» отчаянно скрипит тормозами. Водитель с готовностью опускает дверное стекло. Улыбается красавице. «Мисс Перекресток»» вместе с воздушным поцелуем вручает автовладельцу «дельфина».
— Наклею, — божится водитель. — Дайте еще для друзей пару штук. И… ваш телефончик.
Наклейка «Город без наркотиков» — это стильно и модно!
«А что, если запустить слух: "Угонщики обходят стороной автомобили с эмблемой фонда"?»
Мол, воришки не хотят иметь дело с грозным сообществом «Уралмаш», которое воюет с наркоторговцами, поддерживает «Город без наркотиков», а значит, и нашего героя. Поверили или нет — не мне судить. Но тысячи автовладельцев собственноручно украсили заднее стекло своих железных коней нашей агиткой. На многих машинах «дельфин» ездит до сих пор!
Избирательный «кошелек» провластного кандидата в мэры, по некоторым данным, приближался к 2 000 000 000 «деревянных». В двести с лишним раз больше нашего бюджета! В зависимости от стратегии и тактики кампании можно потратить деньги на добрые дела. Или устраивать пакости конкуренту. На «чернуху» у нас нет ни грошей, ни людей. Да и «гадить» не хочется в родном городе.
«Весь черный PR ограничился территорией штабного туалета. "Неустановленные лица" обклеили писсуар цветастыми листовками»
С лощеной бумаги на посетителя приветливо взирает портрет кандидата от чиновничества. Поверх него «острословы» приписали: «Не промахнись!» Репутация оппонента оказалась в прямом и переносном смысле изрядна подмочена…
Миллиарды кандидата-конкурента требовали освоения. Наиболее благоприятная среда для «распила» бюджета — черный PR. Где, сколько и по какой цене напечатаны «подметные» газеты и листовки? Насколько качественно распространены? Поди проверь! Умножаем всё это на повышающий коэффициент за секретность и нарушение закона. Но сигнальные экземпляры заказчику время от времени предоставлять надо. Этого добра хватало. Политтехнологи в противоположном лагере смогли опробовать почти все известные «грязные» технологии!
Покуражились на славу! «Нашими» листовками обклеивали лобовые стекла автомобилей и двери квартир. Надписями «Жека наш!», «Ройзман — вор!», «За Ройзмана замочим!» регулярно пачкали стены жилых домов. Местные и областные СМИ взахлеб рассказывали об его уголовном прошлом. За неделю до голосования в почтовые ящики горожан разложили липовое постановление избиркома о снятии с регистрации нашего кандидата за нарушения закона.
«Вышел спецвыпуск уважаемого федерального издания с "уголовным" досье на Ройзмана. Грех не воспользоваться такой рекламой»
За ночь придумал и утром следующего дня записал простенький ролик: «Евгений Ройзман выдвинулся в мэры. Ему нужна ваша помощь! Ждем по адресу…» Оплатил проект из своего кармана. В вечернем эфире радио «Шансон», возвращаясь с работы домой, автолюбители услышали это воззвание.
На следующее утро около нашего офиса паркуется пара черных «бумеров».
«Через окно вижу, как братва вылезает из машин, хлопает дверцами, присматривается к нашим окнам»
Отряд в спортивных костюмах поднимается по лестнице. Делаю умозаключение, что достали наших оппонентов. Те решились на силовую акцию. С тревогой оглядываю свою дружину. Оцениваю силы для отпора налетчикам: две дамы в возрасте, студентка, очкарик-политолог и пара пенсионеров совсем не спортивного вида. Не густо... Из оружия — листовки, газеты да пара стульев. Если после потасовки окажемся в больнице — работа штаба до конца выборов будет парализована. Решительно шагаю ко входу — лучше дать бой в коридоре. Ни в коем случае нельзя позволить головорезам прорваться в комнаты! К тому же там ждет волонтеров только доставленный из типографии тираж последней газеты. Еще — листовки, растяжки. В паре ноутбуков — все данные по «агитсети».
Братки в нерешительности останавливаются передо мной. Старший этой бригады подходит ближе и озадаченно спрашивает: «Это штаб Ройзмана? Услышали по радио, что нужна помощь. Кругом говорят и пишут, что он — наш. Что делать? Чем помочь?» Облегченно выдыхаю…
Евгений Ройзман опередил Якова Силина менее чем на четыре процента. Победитель набрал 33,31% голосов, а занявший второе место Силин — 29,71%. Позади остались будущие губернатор Омской области Александр Бурков и депутат Госдумы Андрей Альшевских, а также дочка известного политика Антона Бакова Анастасия. Кстати, о том, как бился на выборах Баков-старший, читайте в другом эпизоде из книги «Байки PRO выборы».