Депутат Александр Колесников попросил власти ужесточить антиковидный режим в Свердловской области. На заседании гордумы Екатеринбурга 19 октября он выступил с пламенной речью, в которой заявил, что «QR-коды — это фуфло», а людей без масок в общественном транспорте надо вытаскивать из автобусов и штрафовать.
После заседания корреспондент Е1.RU поговорил с Колесниковым о том, почему он настаивает на столь радикальных мерах.
— Начнем с того, что вы призывали ужесточить масочный режим в Екатеринбурге, выступая без маски. Это вызвало бурю негодования у наших читателей. Объясните, почему вы ее сняли.
— Насчет выступления мне предъявить никто не может. Я масочный режим соблюдаю, даже тренируюсь в маске. Мы в думе негласно договорились выступать на трибуне с открытым лицом, потому что, если говорить через ткань, очень плохо слышно. Безопасная дистанция при этом соблюдается. Я знал, что мне это припомнят ваши комментаторы, но [всерьез] мне это не предъявите. Я ношу маску, в том числе в общественном транспорте, которым часто пользуюсь. На работе у меня тоже масочный режим.
— В своем обращении вы попросили губернатора и мэра «рассмотреть целесообразность введения строгих карантинных мер». Каких?
— Такой путь уже прошли разные государства, например, Израиль, многие страны Европы. И у нас шли разговоры, что надо вводить карантинные меры. Вплоть до того, что пытался сделать Собянин в Москве: он разрешал прогулки по определенным маршрутам определенному количеству людей.
«Карантин предполагает ограничение миграции населения: либо между районами, либо между городами, либо между областями»
Я не говорю, что это надо ввести, это не мне решать. Но тема назрела, потому что болезнь не отступает, болезнь нас душит, мы умираем.
Недавно скончался Олег Скворцов, зампредседателя Общественной палаты Екатеринбурга. У меня был друг — врач, гинеколог. Умер в 58 лет. Это нас всех касается напрямую. На работе у меня много [критических] ситуаций, среди родственников. Так что про коронавирус не понаслышке знаю, ведь не в коттеджах живу.
— Вы объявили, что надо высаживать тех, кто не носит маски в общественном транспорте. Кто должен этим заниматься?
— Контролеры этим не должны заниматься. Нужно патрулирование. Может быть, силами милиции, народных дружин. Как в советское время при Андропове, заходили в кинотеатры и спрашивали: «А вы почему днем не на работе?» И посетитель должен был объяснить.
«Человек без маски должен ответить, на каком основании он не надел ее в общественном транспорте, почему заражает других»
Ничего такого страшного в этом я не вижу.
— Их обязательно штрафовать или достаточно просто высаживать из автобуса?
— Над этим пусть думают специально обученные люди. Если человек не понимает, если он рецидивист... Вчера на «Таганском ряду» сел какой-то нерусский, ему сделали замечание, почему без маски, он еще вайдос поднял. Их там четверо было. Что с такими делать? Он же не слабоумный, он знает, что надо маску надевать, но борзеет. Штрафовать надо, если есть законные основания для этого. Люди через деньги очень хорошо понимают.
— Поправьте, если ошибаюсь, но когда на вашу управляющую компанию легло коронавирусное обременение, вы говорили, что не должны мыть подъезды с хлоркой. Сейчас готовы принять новое ужесточение для победы над ковидом?
— Я поясню: речь шла не о том, что мыть подъезды не надо, а о том, что в функции управляющих компаний это не входит. Это подтвердили суды. Я в свое время предлагал государству заключать договор с организациями типа Санэпиднадзора, у которых есть лицензия. У управляющих компаний таких функций нет, они не предусмотрены в тарифе. Мы моем подъезды с хлоркой, хотя управляющие компании не обязаны этого делать.
«Но вирус не живет в подъезде, он живет там, где люди. Поэтому я и прошу проверить перенаселенные квартиры, в которых живет много арендаторов»
Я говорю про Железнодорожный район. К сожалению, ни налоговая, ни милиция мер не принимают, хотя это помогло бы облегчить ситуацию.
— Еще вы просите губернатора ввести «патрулирование общественных пространств силами подразделений Росгвардии и полиции» для разгона больших компаний. Как вы себе это представляете?
— Прежде всего, не надо организовывать массовые мероприятия в период пандемии. Неважно какие: религиозные, «Ночь музыки», День города. Я посмотрел на фотографии из «Екатеринбург-Экспо» и ужаснулся от того, сколько людей там собиралось. Это неправильно, так нельзя делать.
— Во время выступления вы говорили, что до выборов у нас тему ужесточений не будировали. Думаете, это было специально сделано?
— У нас выборы проходят почти каждый год. Когда просишь принять какие-то непопулярные, но жизненно необходимые меры, все говорят: «Не-не, подожди, выборы пройдут, и мы это сделаем. Давай прямо сейчас не будем делать этого».
«А куда откладывать? Мы уже вымираем, смертность огромная, мы впереди планеты всей! Хватит уже этих ужимок»
Да что далеко ходить? Я сегодня разговаривал с некоторыми депутатами. Говорю: «Коллеги, подпишете мое обращение?» Они говорят: «Ой, мы не знаем, нам неудобно». Ну пусть продолжаются ужимки. Обращение оставил спикеру, чтобы оформить коллективное обращение. Не знаю, сколько подписали.
— Еще одно ваше предложение — проводить ПЦР-тесты для всех школьников. За чей счет?
— Думаю, надо обращаться за помощью к федералам. Это дорогая услуга. Нам бесплатно прививки ставят, и не думаю, что позволят бесплатно тестировать школьников. Надо просить помощи государства, смотреть на Москву, где Собянин уже начал школьников тестировать (в октябре в столице экспериментальное тестирование ввели в десяти школах. — Прим. ред.).
— На заседании гордумы предлагали провести лотерею среди привитых от коронавируса. Как вам такая идея?
— Если медики считают, что вакцинация уменьшит процент заражения, то пусть устраивают. Почему на выборах лотерея есть, а здесь нет? Если государство уверено, что вакцина помогает, то надо использовать любые методы. Но пусть об этом говорят медики, а я возражать не буду, тема интересная. Поражает, что когда были перебои с вакциной, критики кричали: «Ой, дураки, не могут организовать прививочную кампанию! Я хотел привиться и не могу». А сейчас вакцины хватает, и те же критики говорят: «А для чего эта вакцина вообще?» Она работает, прививаться надо, хотя я никого не агитирую.
— Татьяна Голикова предложила Владимиру Путину объявить нерабочими дни с 30 октября по 7 ноября и ввести еще ряд мер. Вы поддерживаете эту идею?
— Наверное, я вас разочарую, но я сторонник разумных мер. Мы же это проходили, когда Владимир Владимирович отправил нас на месяц на удаленку. Я помню ситуацию, когда закрыли строительные гипермаркеты. Это была ошибка. Там такая толпа была на предзаказе! Всё надо делать с умом, не надо бросаться сразу закрывать всё.
Сегодня полпред президента в УрФО Владимир Якушев объявил, что в округе занято 93 процента коечного фонда под коронавирус. В Екатеринбурге почти двести классов перевели на дистант из-за коронавируса.