Улицы Екатеринбурга заполонили баннеры и плакаты с изображениями политиков и логотипами партий. Баннеры с губернатором Евгением Куйвашевым из серии «Это волнует каждого» породили массу новых мемов. «Единая Россия» только официально потратила на агитацию 19 из 25 миллионов рублей с избирательного счета к официальному старту агитационного периода. В подъездах почтовые ящики завалены предвыборными изданиями.
Сегодня мы предлагаем вам вспомнить, как агитировали избирателей в 90-е годы прошлого века. Подборкой исторических материалов с нами поделился уральский политолог Александр Пирогов.
— Всё начиналось с принтеров. Если посмотрите на листовки 1995 или 1993 года, это черно-белые, некачественные материалы. И Россель на принтере печатался. А потом, когда у кого-то появилась возможность для цветной печати, некоторые кандидаты сознательно не делали этого, потому что выглядело слишком богато, поэтому печатали ч/б, но с хорошим качеством фотографий, — рассказал E1.RU политолог Сергей Мошкин.
— Тридцать лет назад было такое модное слово «имиджмейкер». Никто так и не понял, чем он должен заниматься, но имиджмейер был необходим каждому кандидату, — говорит Сергей Мошкин. — Почему-то в то время считали, что кандидат на выборах должен выглядеть солидно, в галстуке и с портфелем. Политика — дело серьезное. Практика эти правила опровергла, есть много результативных выборов, которые делались с хорошей долей юмора, например кампании, которые проводил Антон Баков.
Политтехнологии не стояли на месте. Первоначально акцент был на внешней стороне: как выглядит кандидат, что говорит, много внимания уделяли слоганам. Затем стали побеждать те, у кого лучше работала организационная машина. Выборы без отлаженной организации не выиграть. Победу стали приносить полевая работа, развитая сеть агитаторов и грамотная раздача материалов.
— Ну а потом вдруг поняли, что всё это лажа, если у тебя нет хороших юристов. И наоборот: если у тебя хорошие юристы, ты можешь выиграть выборы, просто снимая других кандидатов, — добавил Сергей Мошкин
По словам Сергея Мошкина, сегодня модно агитировать в интернете.
— Непонятно, насколько это эффективно, но это точно модно. И первый вопрос: а что у нас с интернетом на выборах? Как раньше нельзя было делать выборы без имиджмейкера, так сейчас без интернета, — рассказал политолог. — Сегодня газеты тоже выпускают, но у них совершенно иная функция. Когда человек получает газету на улице, он не читает ее, а использует как листовку — бегло смотрит и выбрасывает. Это, с одной стороны, рекламный носитель, с другой — дань традиции. Листовки появились на заборах, а газеты стали раздавать на улицах, значит, скоро выборы. Но их никто не читает.
Когда агитация на выборах была честнее?
В мае состоялись праймериз партии «Единая Россия», на участие в них людей сгоняли за шоколадки, а за неявку угрожали санкциями. Губернатор Евгений Куйвашев возглавил список на выборах в Госдуму. Свою кампанию он начал с заботы о людях: объявил войну некрасивым батутам, дорогому сахару и поддержал фермеров, которые пострадали от засухи.