Жительница Екатеринбурга, кандидат психологических наук, педагог Елена Серпионова вместе с супругом во время самоизоляции создала виртуальную выставку о концентрационных лагерях Германии. Там нацисты замучили до смерти миллионы людей, в том числе жителей СССР, захваченных в плен во время Великой Отечественной войны. В своей колонке Елена Серпионова объясняет, почему она взялась за работу по сохранению памяти о концлагерях.
В конце 80-х, еще в дошкольном возрасте, я нашла на полке брошюру-путеводитель по мемориальному комплексу Бухенвальд, куда ездила моя тетка.
Содержание путеводителя оставило неизгладимое впечатление. После я прочитала все книги о войне, которые были дома, а лет 5–6 назад начала собирать библиотеку из произведений на эту тему. В 2018 году мы с мужем поехали в Германию, чтобы посетить мемориалы лично.
Путешествие в Бухенвальд в мае 2018 года положило начало серии регулярных поездок. Мы посетили мемориалы Дахау, Заксенхаузен, Дора-Миттельбау, Равенсбрюк и восточное кладбище Лейпцига, где захоронены красноармейцы и остарбайтеры.
Мы привезли редкие издания, оцифровали их. Список книг есть на сайте, по запросу я вышлю книги любому желающему бесплатно. Кроме того, за время самоизоляции я подготовила несколько видеообзоров на книги о концлагерях Германии.
Концлагеря — это тема моей научной статьи на стыке психологии и истории. В фокусе внимания статьи именно психологические аспекты. О концлагерях важно рассказывать, потому что это возвращает ответственность самому человеку, побуждает его подумать о самом себе в сегодняшнем дне.
Истории из концлагерей — живые примеры выбора человека, как проявить себя в сложной ситуации, выбрать зло или добро, проявить мужество или трусость.
Книги о концлагерях и поездки в мемориалы помогают осознать, что даже в самых трудных обстоятельствах есть возможность выбирать и что каждый сам выбирает, из чего сделать этот выбор — из достойного или недостойного.
Об этом и книга бывшей узницы Аушвица Евы Эгер, в которой она спустя годы после освобождения пишет, что «Гитлер есть в каждом из нас».
О чем этот вывод? Когда осознаешь, что можешь одновременно быть разным, а зло или добро — это твой выбор, то становится тревожно, а на что способен я сам? Возможно ли, что и я могу причинить вред кому-то и когда-то? Не только Эгер как бывшая узница и психолог пришла к такому выводу.
Например, историк Станислав Аристов в конце своей книги «Жизнь вопреки. Стратегии выживания в нацистском женском концлагере Равенсбрюк (1939–1945 гг.)», говорит так:
— Бывший узник Аушвица Примо Леви озаглавил свою блестящую и бесконечно горькую книгу о личном лагерном опыте риторическим вопросом: «Человек ли это?», имея в виду палачей и жертв нацистского лагеря. Да, это человек, убежденный в псевдоидеалах расового превосходства, уничтожавший других в газовых камерах, сжигавший в крематориях, расстреливавший во рвах, проводивший медицинские эксперименты над другими — не такими, как он. Да, это человек, обслуживавший зло, убивавший себе подобных, чтобы получить кусок хлеба. Да, это человек, убивавший собрата, чтобы отложить собственную смерть лишь на один день, а возможно, на несколько минут. Да, это человек, выходивший из строя и желавший погибнуть вместо другого. Да, это человек, пытавшийся сломать, уничтожить самую жестокую, самую бесчеловечную и, казалось бы, вечную систему, — так писал Станислав Аристов в своей книге о концлагере Равенсбрюк.
Не менее полезная страница истории концлагерей — это не страница жертвы, а страница внутрилагерного сопротивления, которым руководили коммунисты. Мы привыкли думать об узниках как о жертвах, но есть повод и для восхищения человеческим мужеством.
Например, братский союз военнопленных, внутрилагерное объединение, саботировавшее немецкое военное производство. Антифашисты, рискуя жизнью, оборудовали бараки для больных, доставали медикаменты, спасали товарищей. Такие примеры показывают, что даже в условиях геноцида сохраняется возможность личного выбора и остается пространство для индивидуальных действий. Выходит, что в лагерных историях есть место не только боли, но и восхищению, не только слезам, но и уважению, достоинству, мужеству.
Всё это тесно переплетено, как и внутри каждого человека, поэтому для нас поездки в мемориалы и сама выставка — это не только про прошлое, но и про настоящее. Про психологические ресурсы каждого из нас и про мои в первую очередь.
Историям участников Великой Отечественной войны посвящена рубрика «Фронтовой инстаграм». Почитайте историю наводчика Николая Синельникова, его переписку с домом сохранили родственники воина, который ушел на фронт в 17 лет и не вернулся. Родные радиста и выдающегося рассказчика Льва Панчетовского записали его воспоминания на диктофон. Послушайте, как он сражался с «Тиграми» и брал языка. Еще одна история о военном строителе Степане Никулине, которому приходилось работать под обстрелом по горло в воде.
Согласны с автором?