— По сути, я хотел сказать, что выходить на улицу не просто право, мы должны делать это как граждане. Сегодня получил за это наказание, довольно странно. Мне кажется, справедливость всё равно будет найдена, а политзаключенные будут освобождены, — сказал Тима Радя в суде.
22 апреля екатеринбургского уличного художника Тимофея Радю задержали на улице и принудительно доставили в Ленинский суд Екатеринбурга. Раде назначили 39 часов обязательных работ за то, что он с плакатом вышел на несогласованную акцию, прошедшую 23 января.
Адвокат Алексей Бушмаков заявил, что будет обжаловать решение и обращаться в ЕСПЧ. Тима Радя заявил, что отрабатывать обязательные работы не планирует. После заседания мы взяли у него небольшое интервью.
— Какие были первые мысли при задержании?
— Первое, о чем я подумал, что следователи волнуются больше, чем я. Ну а дальше всё как обычно.
— У вас есть творческие планы после суда?
— Да, их прибавилось, я почувствовал изнутри все особенности таких заведений, как суды, полицейские участки, служебные автомобили. В этом всём яркая фактура. Я хорошо чувствую материал, конечно, немного обидно говорить, что это и есть Россия, но во многом так и есть. Живем в полицейском государстве.
— Считаете приговор несправедливым?
— Абсолютно. Приговор, задержание и весь этот цирк.
— Вчера демонтировали ваш известный щит: «Мы молоды». Что вы чувствуете? Расстроены?
— Нет, я вообще не расстроился. Мы сделали эту работу 10 лет назад, и я делал ее со своим другом Кириллом, вчера у него был день рождения, и это было довольно странным совпадением. Во-первых, я видел, что люди говорят: «Мы уже не молоды». Я смотрю по-другому. Работа была на этом месте 10 лет. Это достаточный срок, чтобы повзрослеть. Я думаю о том, что такое «быть взрослым». Это, наверное, ощущение, принятие и понимание того, что мир вокруг зависит только от твоих действий. И ничего больше. Поэтому мне кажется, что я и мои сверстники как раз вступаем в такой возраст, когда реально начинается взрослая жизнь. Суды, преследования.
«Когда работаешь на улице — работа всегда живет. Она появляется, и она умирает. Она разрушается, она меняется и в конце концов исчезает»
— Прямо сейчас вы вернетесь домой и чем займетесь?
— Даже не знаю. Подумаю над увиденным. Надо использовать полученный адреналин на благо творческой деятельности.
— Можно ли от вас ждать какую-то работу, посвященную суду?
— Мне бы хотелось справиться как можно быстрее. Есть два подхода, можно делать вещи, которые бы я назвал прозрачными, — это темы, которые актуальны всегда. Можно делать что-то актуальное, что происходит прямо сейчас. Но мне кажется, что первое важнее. В этом году нас ждет много проблем, судов и преследований. Стараемся как-то ускорить процесс.
— Если не удастся оспорить приговор в апелляционном суде, вы планируете посещать исправительные мероприятия?
— Я говорил в начале суда, что я и так работаю на улице, постоянно делаю эти обязательные уличные работы. Моя голова занята этим всё время, я занят творчеством. Если на меня хотят нагрузить еще какую-нибудь работу, то мне хватает своих дел.
«Я не пойду на каторгу. Лучше буду сидеть, чем улицы мести»
— Что теперь будет с вашими фонарями, будут ли они и дальше нас радовать зимой?
— Это не совсем мои фонари. Они общие, и, конечно, они будут появляться. Все-таки это традиция, а не какое-то мое персональное желание.
Не так давно журнал Forbes включил Тимофея Радю в семерку самых ярких представителей культуры этого года, совершивших прорыв в своих областях. В голосовании его назвали флагманом российского стрит-арта. В итоге Тима обогнал Моргенштерна и уступил только Юрию Дудю.
Самой яркой из недавних работ Тимы Ради стала его акция, на которой он сжег «будущее». Об этом писали многие крупные СМИ, а позже сам художник рассказал, что обдумывал идею этого перформанса девять лет. Другие его известные работы, в том числе абажуры у Оперного театра, мы вспоминали в этом материале.