Население второго города Свердловской области — Нижнего Тагила — за последние 20 лет сократилось на 40 тысяч человек — до 349 тысяч. Глава Нижнего Тагила Владислав Пинаев 1,5 часа в прямом эфире отвечал на вопросы корреспондента E1.RU Даниила Румянцева и читателей портала. Он утверждает, что воздух в Нижнем Тагиле стал гораздо чище. Глава города также рассказал, как власти стараются улучшить жизнь.
Почему в Нижнем Тагиле сократилось население
— В 90-е годы, сами понимаете, что происходило в стране. Про последние 20 лет — не готов сказать, может, спросить тех, кто уезжал. Студенты уезжают учиться, кто-то выбирает лучшее место для жилья, люди уезжают на юг жить, кого-то не устраивают климатические условия, у кого-то другие причины. Плюс естественная убыль населения тоже влияет на снижение численности. Программы возвращения тагильчан на малую родину нет, но важно, что мы улучшаем жизнь: обновляем инфраструктуру, создаем условия для людей, строим новые школы и реконструируем старые.
Немаловажно, чтобы в городе была работа, без работы никакая инфраструктура не поможет. У нас есть рабочие места, надо улучшать условия жизни. Я встречался с группой молодых людей, они из Екатеринбурга переехали жить в Нижний Тагил. Их бизнес связан с удаленным доступом, а здесь жилье дешевле, с местами в садиках проблем нет, пробок нет, жизнь дешевле. Культура развита, за последние два года по национальному проекту появились места для отдыха — парки и скверы. Они говорят, им здесь комфортнее, чем в Екатеринбурге.
Про новый мост через городской пруд и новую дорогу
— Это один из самых ожидаемых городских проектов и самый крупный инфраструктурный проект за последние 50 лет в Нижнем Тагиле. Мост через Нижнетагильский пруд соединит 2 отдаленных района, благодаря этому открылась возможность строительства Восточного объезда, который поможет разгрузить центр, Дзержинский район от грузового транспорта и даст жителям Гальянки попасть в центр.
По контракту срок окончания строительства — ноябрь 2022 года, строительство моста посвящено 300-летию города. Проект обошелся чуть больше чем в 4 миллиарда рублей, это областные деньги, которые к юбилею выделил губернатор Евгений Куйвашев. После строительства моста мы сможем реконструировать плотину, по которой горожане ездят сейчас.
Про плохую экологию Нижнего Тагила
— Это стереотип, сейчас надо говорить о другом Нижнем Тагиле, чем тот, который был раньше. В 1985 году количество выбросов предприятий города в атмосферу составляло 625 тысяч тонн, а в 2019 году — уже 125 тысяч тонн. По сравнению с концом 80-х — два разных города.
Предприятия модернизировались, НТМК здорово шагнул вперед, вложив серьезное количество средств в новое оборудование. Сейчас задача — снизить выбросы до 113 тысяч тонн.
Про плохое качество питьевой воды
— Да, пить ее пока невозможно. Мы заканчиваем проектирование станции водоподготовки «Южная», там будет использована новая технология озонирования. 110 миллионов выделено в прошлом году на проектирование. В апреле-мае закончим проект и отправим его на госэкспертизу. После положительного заключения подадим заявку на включение в программу «Чистая вода». Это проект стоимостью около 4 миллиардов, новая ветка водоводов от Черноисточинского водохранилища. Строительство нового сооружения запланировано на 2022 год, оно займет 2–3 года.
Проект по реабилитации этого водоема мы сделали в прошлом году, деньги выделяла область. На реализацию из федерального бюджета выделили 460 миллионов рублей, работы уже идут, русло будет полностью вычищено.
Возвращаясь к проблеме воды, которую пить невозможно: ставится фильтрик. Он стоит недорого, у меня дома стоит фильтр, после которого я пью воду. Элементарная вещь.
О выносе заводов из города
— Заводы перенести не сможем. Есть планы строительства индустриального парка, основная идея которого — привлечение предприятий, санитарно-защитная зона при работе которых находится в границах этих предприятий. Это высокотехнологичные процессы, которые не будут наносить вред экологии, но в то же время создадут дополнительные рабочие места. Мы работаем с застройщиками, чтобы восстановить жилищное строительство. У нас, к сожалению, нет большого спроса на жилье, но земля для строительства домов есть.
Про персонажей сериала «Наша Russia» Гену и Вована и стереотип о пьяницах-тагильчанах
— Отчасти это обидно, потому что здесь живут люди очень высокой культуры, изобретатели танков, об этом никто особо не вспоминает. Здесь прекрасный коллектив в драмтеатре, много музеев, библиотек, развито дополнительное образование.
Если с каждым тагильчанином познакомиться отдельно, то стереотип [о гопниках] уйдет. На таких людях, как жители Тагила, держится страна. Поэтому обидно [когда о горожанах судят по персонажам из «Наша Russia»].
О возрождении выставки вооружений
— Вопрос не совсем ко мне, но хотелось бы, чтобы выставка вернулась, она была ярким брендом города, но переехала в парк «Патриот» в Подмосковье. Нижнетагильский институт испытаний метала получил разрешение на проведение ряда соревнований, включая международные соревнования по снайпингу (соревнования по стрельбе из современного боевого оружия. — Прим. ред.), чтобы задействовать полигон [где раньше проходила выставка вооружений]. Поработаем над этим вопросом, может быть, вернется выставка вооружений, пусть не в той форме, которая была. Будут использованы возможности полигона как некой показательной площадки.
Про безопасность в городе и борьбу с нелегальной продажей алкоголя
— Надо менять стереотип, у многих он остался еще с 80-х, когда в городе работала комендатура. У нас 7 исправительных учреждений, помимо промышленных предприятий. Сейчас Нижний Тагил — один из самых безопасных городов. Наше УВД занимает призовые места по всем показателям [раскрываемости], начиная с угона машин и завершая бытовыми преступлениями. На сегодняшний день это совсем другой город. С точки зрения незаконной продажи алкоголя, полиция и сотрудники администрации города изымают, уничтожают, наказывают производителей суррогата.
«У нас слишком много открывается алкогольных магазинов, практически в каждом доме они есть. Может, это как-то подсократить»
Закон не разрешает делать этого, с другой стороны, кто хочет выпить — тот найдет алкоголь и без магазинов. А с контрафактом точно надо бороться.
Почему Уральский клинический лечебно-реабилитационный центр им. Владислава Тетюхина вынужден выпрашивать государственные квоты на операции?
— На одних квотах, я убежден, не выжить. Есть первая областная больница, другие учреждения, которые делают аналогичные операции. Складывать яйца в одну корзину — ни один руководитель не примет такого решения. Я знаю, что губернатор помогает госпиталю. Это взаимоотношения двух сторон, их надо урегулировать. Поступали предложения сделать больницу многопрофильной, площади это позволяют, но они отказались, хотя на этом тоже можно было зарабатывать. Больница частная, так что существующий собственник должен принимать решения.
«Субсидии и гранты могут помочь бизнесу на каком-то этапе, но он не может жить за счет этого. Пусть тогда это будет государственное учреждение»
В создание госпиталя вложился не только бывший директор «ВСМПО-Ависма» Владислав Тетюхин, но и государство. Корпорация развития Среднего Урала выделила 1 миллиард 400 миллионов рублей. Госпиталь действительно выдающийся, с отличным оснащением и уникальным коллективом. Я думаю, они найдут выход из положения. Никто их не бросает, с областью взаимопонимание есть, работают.
Про безработицу из-за пандемии в 2020 году
— Уралвагонзавод останавливал работу на полтора месяца, потому что было много заболевших. В целом предприятия практически не останавливались, а бюджет города увеличился благодаря тому, что в 2020 году мы приняли участие в национальных проектах «Комфортная городская среда», «Безопасные и качественные дороги». Это помогло создать рабочие места и доходы малому и среднему бизнесу. Хотя в пандемию у нас тоже был рост безработицы: по предприятиям потребительского рынка, по торговле это здорово ударило, но в целом если характеризовать ситуацию, я бы не сказал, что она была какой-то критичной.
Про развитие общественного транспорта
Мы закупаем новые трамвайные вагоны — в прошлом году купили 3 вагона. Недавно встречались с министром по поводу замены трамвайных путей и опор, тоже разговоры ведем. В пандемию очень сильно пострадали перевозчики, некоторые были вынуждены простаивать.
Большую транспортную реформу имеет смысл начинать, если значительно вырастет население города. Существующая сеть работает, на обращения, которые поступают, мы стараемся найти ответы. Пока нет необходимости в строительстве новых трамвайных линий. Парк автобусов мы обновляем в рамках национального проекта, 17 автобусов купили недавно.
Будут ли открываться новые кафе в городе
— Пока новые заведения не открываются, возвращаемся к ограничениям, которые действовали в 2020 году и серьезно ударили именно по общепиту. Сейчас постепенно возрождаются заведения, работавшие до пандемии. Ждем конкретных предложений от предпринимателей. Мы не Екатеринбург, здесь трудовой город, уровень жизни ниже. Мы развиваемся немного по другим принципам, хотя потребность в новых местах существует. Всё зависит от бизнеса.
О нехватке школ
В 2019 году мы закончили строительство новой школы на 1200 мест на Гальянке. Сейчас проводим реконструкцию старых школ, сделали 3 школы, поставили там новейшее оборудование. Отчасти это тоже решение проблемы: мы не только создаем новые места, но и более комфортные условия для учителей и учеников. Тем не менее потребность в новых школах есть. Городу нужно построить еще 1 школу на 1200 мест.
Про восстановление заводоуправления Демидовых
— Это памятник культурного наследия. Проект реставрации подготовлен, его стоимость — более 2 миллиардов рублей, 3 из 4 зданий охраняются как памятники, это объект культурного наследия федерального значения. Мы претендуем на создание совершенно новой музейной структуры, благоустраиваем территорию вокруг комплекса, проект будет реализован к 2023–2024 году.
Ранее в прямом эфире E1.RU выступали мэры Екатеринбурга Александр Высокинский и Алексей Орлов, а также мэр Берёзовского Евгений Писцов. Кроме того, мы делали проект с главами районов Екатеринбурга.