Екатеринбургские суды продолжают рассматривать дела после митингов в поддержку Алексея Навального, которые прошли 23 и 31 января. В Ленинском и Верх-Исетском судах находятся 65 дел по административным нарушениям по статье 20.2 («Участие в несанкционированной акции»). В 40 случаях уже вынесено обвинительное решение и назначены от 20 до 30 часов исправительных работ, еще 22 человека ожидают своей судьбы.
Три дела судьи закрыли, так как нарушений в действиях обвиняемых не нашли. Интересная деталь: все трое оправданных были задержаны на пикетах 31 января. Игорь Сотников, участник Национально-освободительного движения вместе с дочерью Феоклиной Ждановой были на пересечении проспекта Ленина и улицы Московской. Сотников стоял в одиночном пикете с плакатом: «Я за арест врага народа Навального», когда его вместе с Феоклиной задержали сотрудники полиции.
— Судья провела полное разбирательство по данному факту. Сотников и Жданова не руководствовались общими идеями, не поддерживали Навального. Оба они соблюдали правила пикетирования, общественный порядок, находились в установленном расстоянии друг от друга, не шествовали со всеми. Судья признала, что отсутствует состав правонарушения, — пояснил корреспонденту E1.RU защитник оправданных Максим Колпащиков.
Фигурант третьего дела, которое прекратил суд, — Вадим Панкратов, известный как Дед-пикет. Панкратова также задержали 31 января с плакатом в поддержку власти, в отделе полиции составили протокол, а на суде выяснилось, что нарушений в действиях мужчины нет.
— Его дело закрыли по политическим мотивам, потому что он поддержал «Единую Россию», — подчеркнул защитник Панкратова Артур Хазиев.
Оппозиционным пикетчикам повезло меньше. Правозащитники объясняют, что суд не учитывает соблюдение норм проведения акции, когда речь заходит о сторонниках Навального. Так, Диана Ядрышникова получила 25 часов исправительных работ за то, что стояла с плакатом «Репрессивная Машина Стой раз два #СвободуНавальному».
И задерживали не только людей с плакатами. Многие убеждали судью, что просто проходили мимо, ничего не выкрикивали, не агитировали, а находились 31 января в центре города по своим делам. Их аргументы посчитали несущественными. Например, 20-летний Станислав Яковлев рассказывал, что его задержали во время прогулки с девушкой по парку. Стас рассказал, что его избили перед автозаком, хотя он не сопротивлялся сотрудникам полиции и даже активистом митинга не был. Суд признал его виновным и выписал 30 часов обязательных работ.
Правозащитник Анатолий Свечников подчеркнул, что на общественников, которые законно находились на протестах, тоже составляют протоколы.
— Общественники были на протестах в качестве наблюдателей. В соответствии с 212-ФЗ мы заявили, где хотим наблюдать за законностью действий полиции, и подали уведомление в УМВД и уполномоченному по правам человека. Однако в суде находится дело активистки Елены Парий, мне и другим общественникам пришли повестки для опроса и оформления протокола, — пояснил Свечников.
Ранее мы рассказывали, что Ирину Норман, которая раньше работала начальником штаба Навального в Екатеринбурге, суд приговорил к 10 суткам ареста, а действующий начальник штаба Навального Алексей Гресько отбывает 15 суток в Москве за сопротивление сотрудникам полиции. Ранее в Екатеринбурге ему выписали 10 суток как организатору протеста. Также на 10 суток за организацию несогласованного протеста арестовали волонтера штаба Викторию Райх.
31 января мы пообщались с задержанными в отделениях полиции. Они рассказали о нарушениях полицейских, применении силы и поводах, по которым их доставляли в отделения.