Московский городской суд рассмотрел представление ФСИН о замене Алексею Навальному условного срока на реальный по делу «Ив Роше». Представители Федеральной службы исполнения наказаний и прокуратуры просили заменить условный срок Алексею Навальному на три с половиной года лишения свободы в колонии и оштрафовать оппозиционера на полмиллиона рублей.
Суд удовлетворил требование ФСИН. Один год Навальный уже провел под домашним арестом. Таким образом, ему остается провести в колонии общего режима 2 года и 8 месяцев. Суд также учитывает время, которое оппозиционер провел в СИЗО.
Чтобы узнать, как могут развиваться события дальше и о чем говорит принятие подобного решения, мы обратились к политологам.
— Еще накануне мы с коллегами обсуждали вероятность «посадки» Навального, я на 90 процентов был уверен, что он окажется за решеткой. Только в 10 процентах могло случиться какое-то политическое чудо. Все приготовления, которые власти проводили — начиная от смены аэропорта (самолет авиакомпании «Победа» с Навальным на борту, возвращавшийся из Германии, прилетел в Домодедово вместо Внуково. — Прим. ред.) до задержания сторонников Навального и жесткого разгона акций протеста, — говорили о том, что власть настроена решительно и радикально, а условный срок заменят на реальный, — рассказал E1.RU политолог Сергей Мошкин.
По словам эксперта, самая главная задача власти на сегодняшний день — это полностью разгромить ФБК (Фонд борьбы с коррупцией, возглавляемый Навальным, признан иностранным агентом. — Прим. ред.).
— Они не смогут дотянуться до тех, кто остался за границей, но тех, кто в России, заберут под любым предлогом, чтобы перелистнуть эту страницу. Мне кажется, власти принципиально ошибаются, с учетом истории двух последних недель.
«История с Навальным стала триггером протеста, люди выходили по всей стране, причем не только в больших городах, но и в провинциях»
— Приговор Навальному лишь спровоцирует и приведет к еще большей уличной активности. В том числе и в областных городах, таких как Нижний Тагил, Алапаевск, Каменск-Уральский и др. Я неслучайно эти города называю, их жители показали удивительную активность. Очевидно, протест расширится, численно увеличится, масштаб непринятия решений власти будет зримым для всех. Власти об этом подумали, такое решение было заготовлено. Больше всего в приговоре меня удивил пассаж о том, что решение ЕСПЧ не было принято во внимание в отношении решения Замоскворецкого суда. Это говорит о том, что власти пошли по пути силового подавления протестной активности, надеясь, что таким способом им удастся ее подавить, я в этом откровенно не уверен, — добавил эксперт.
Мы также пообщались с доцентом кафедры политических наук УрФУ Александром Белоусовым.
— Если отбросить эмоции, хотя это непросто, то решение по Навальному усиливает конфронтацию в обществе и в государстве по самым разным направлениям. Мы увидим противостояние на улицах, вербальные баталии на кухнях, усиление международного давления на Россию. Под вопросом повестка выборов в Государственную думу.
«Нас в провинции спасает то, что основная сцена находится не здесь, поэтому градус напряжения немного ниже»
А еще, вспоминая 2019 год и противостояние в сквере, начинаешь понимать, что та ситуация разрешилась достаточно мирно. Нам не стоит воспроизводить подобные политические конфликты на местном уровне, потому что это будет гораздо более болезненно, чем то, что мы видим сейчас, — подчеркнул Белоусов.
Навальный должен был дважды в месяц отмечаться в полиции, но он этого не сделал. Прежде всего из-за того, что после отравления в августе 2020 года месяц провел в немецкой клинике и вернулся в Россию только в январе 2021-го. Тогда ФСИН пригрозила заменить условный срок на реальный, мотивируя это нарушением правил условного освобождения. Генпрокуратура назвала представление ФСИН «законным и обоснованным».
При этом 23 и 31 января в городах России прошли несогласованные шествия в поддержку Алексея Навального. По данным «ОВД-Инфо», по итогам первой акции были задержаны более трех тысяч человек, по итогам второй — более пяти тысяч.