Субботние протесты в Екатеринбурге стали одними из самых массовых в истории города. Жители вышли на несанкционированную акцию в поддержку арестованного Алексея Навального. Многие признавались журналистам, что не стали бы голосовать за политика, но возмущены несправедливостью и ухудшающимися условиями жизни в стране. Между тем представители штаба Навального уже анонсировали новые акции протеста.
Мы поговорили с политологами, почему «прогулка» в субботу получилась такой многочисленной и может ли она повториться в таком же масштабе в ближайшее время.
Люди вышли, потому что сработала совокупность триггеров. Ключевым стала история с возвращением из-за границы и арестом Алексея Навального, но многие вышли не только из-за него. У людей накопилось недовольство решениями власти, они захотели заявить о себе, считает политолог Алексей Швайгерт. Также, по его словам, свою роль в массовости протеста сыграла пандемия.
— 2020 год нанес серьезную травму массовому сознанию. Физическую невозможность путешествовать, отсутствие регулярной коммуникации нельзя недооценивать. Впервые появилась возможность в масштабе страны выйти на улицу и высказаться, почувствовать других людей. Это то, чего не хватало весь прошлый год. Навальный оказался первым, кто предложил такую возможность, — говорит Швайгерт.
Освобождение Навального напрямую не зависит от массовости протестов. Оно связано скорее с давлением, которое оказывают на власти России «западные партнеры».
— Дело Навального — история для администрации США. Лидер российской оппозиции не должен сидеть в тюрьме, и для Байдена это вызов, поэтому вопрос Навального должны обсуждать конкретные политики на дипломатических переговорах. Кроме того, мы знаем, что Путин не ведется на давление, а значит, он будет держать удар и не прислушается к протестующим, — полагает Алексей Швайгерт.
По мнению политолога Сергея Мошкина, протест 23 января не похож на протесты мая 2019 года, хотя события разворачивались в одном и том же месте.
— Свою роль майские выступления сыграли. Во время тех событий горожане получили опыт победных действий. Многие люди были там, получили живой опыт. Сквер стал символическим местом победы, это притягивает, потому люди и пришли именно туда в субботу, несмотря на мороз.
По словам Сергея Мошкина, общий негатив по отношению к властям копится с 2018 года, начиная с пенсионной реформы, повышения налогов и заканчивая мерами, принятыми в связи с пандемией, и изменением Конституции. История с Навальным тоже развивалась не мгновенно, поэтому он и стал триггером для массового протеста.
— «Свободу Навальному» — был не самый популярный лозунг, самым популярным, на мой взгляд, было обвинение Путина в воровстве. Люди высказали свою гражданскую позицию по поводу происходящего в стране. Ощущение бесправия, тотального нарушения закона, понимания, что завтра и за тобой могут прийти. Все это на фоне снижающегося доверия к властям собрало массу людей, — отметил Сергей Мошкин.
Государственная пропаганда акцентировала внимание на том, что на акцию созывали школьников. Но на самом деле было много студентов, молодых людей, которые всю сознательную жизнь провели при власти Путина.
— Этот феномен тоже требует осмысления. Многие не были в сквере, по возрасту, не выходили на улицу в девяностые. Протест омолаживается, молодежь начинает все больше и больше вникать во все, говорить и рассуждать об этом, — отметил Сергей Мошкин.
По словам политолога, он пока не видит перспективы, в которой такие протесты станут регулярными.
— Если не будет дополнительной пищи в информационном пространстве, протест выдохнется. Без подпитки и дополнительной мотивации протесты могут повторяться, но каждый раз с меньшим количеством народа, люди переключатся на свои дела, пока не появится новый повод высказать недовольство. Проблема никуда не исчезнет. Но есть ощущение, что пьеса на этом не кончится, — сказал Сергей Мошкин.
На несогласованном митинге 23 января задержали четырнадцать человек, начальника штаба Навального в Екатеринбурге Алексея Грисько наказали административным арестом на десять суток. Посмотрите фоторепортаж о событиях на акции.