Сегодня в Москве проходит суд над Алексеем Навальным, который только вчера прилетел в Россию и сразу был задержан. Формат заседания удивил многих: судья лично приехала в химкинское УВД, а адвокат Навального была предупреждена о суде за минуту до его начала. Мы поговорили с опытными уральскими юристами о том, насколько это уникальный случай в российской юридической практике.
Сергей Колосовский:
— У нас нигде не написано, что судья должен сидеть только в своем зале и за своим столом. Теоретически возможность выездных судебных заседаний законом предусмотрена. Более того, такая практика существовала всегда. Лет 20 назад судьи просто сидели в райотделах и рассматривали дела. Поэтому само по себе выездное судебное заседание ничему не противоречит. Другое дело, что конкретно в этом случае, который привлекает большое общественное внимание, проведение заседания в таком формате может вызывать вопросы.
То, что адвоката Навального не предупредили о заседании заранее, — это безусловное нарушение. Право на защиту — одно из основных конституционных и процессуальных прав. И реализация права на защиту состоит в том, что человеку должна быть предоставлена реальная возможность воспользоваться помощью того защитника, которому он доверяет. А это говорит о том, что он должен быть уведомлен в разумные сроки, позволяющие ему прибыть и подготовиться к процессу.
Юлия Федотова:
— Я сама сейчас немного в шоке. Охотно верю, что я чего-то не вижу, но в УПК я вообще ничего не нашла про выездные заседания. Про то, что суд может проводиться где-то вне здания суда, в УПК на это указания нет. Есть два момента, в которых встречается такая практика: когда человеку нужно продлить принудительные меры медицинского характера, когда он находится в психиатрическом стационаре под очень жестким наблюдением. Если он совсем не в адеквате, суд может сам к нему приехать и эти меры продлить.
Второй случай, когда человек уже практически умирает, очень сильно болен и невозможно заседание отложить. Тогда, в теории, суд может выехать в больницу. Но опять же, у нас очень частые случаи, когда человека на носилках привозят в здание суда. Выездное заседание — это очень большая редкость.
Такое бывает, когда в гражданских процессах идут споры с застройщиками. Я знаю такой случай, когда судья приехала на место и сама все посмотрела. Но такого, чтобы в уголовном процессе, по непонятным причинам, к совершенно здоровому человеку судью вызывали в отдел полиции, я это с законом сопоставить не могу вообще.
Думаю, это было сделано, чтобы просто не успели приехать журналисты. Хотя все равно все к зданию полиции подтянулись. Конечно, можно сказать, что это прецедент в истории российского права.
Денис Пучков:
— В истории российского права уже немало серьезных прецедентов. Мы каждый день чему-то новому удивляемся, что-то новое происходит. Поэтому я уже ничему не удивляюсь. Я бы даже не удивился, если бы заседание провели не в здании отдела полиции, а прямо в камере Навального. Почему бы и нет? Формальные атрибуты все были бы соблюдены. Занесли бы туда герб, флаги, два стола.
Все атрибуты были, а здание это правосудия или нет — это имеет второстепенное значение. По отношению к процессу ничего страшного не случилось, а в отношении к правосудию — говорит само за себя.
Сегодня мы рассказывали, что сторонники Навального вывесили в Екатеринбурге баннеры в поддержку политика. А все новости по теме его отравления можно прочитать здесь.