В Екатеринбурге будет новый мэр. И пусть формально Александр Высокинский еще руководит городом, но вопрос с назначением Алексея Орлова фактически решенный. Мы обсудили эту тему с двумя бывшими мэрами — Аркадием Чернецким и Евгением Ройзманом, а также с бывшим губернатором Эдуардом Росселем. Вполне ожидаемо, что их точки зрения на кадровые перестановки значительно расходятся.
Эдуард Россель, член Совета Федерации, бывший губернатор Свердловской области
— Я не отслеживаю этот вопрос — лучше губернатору его задать. У меня нет вопросов к Орлову. Но для чего это делается, я не знаю. Есть же какой-то замысел, но о нем лучше может сказать губернатор.
— Можете про Орлова сказать?
— Нормальный человек, подготовленный. Хороший кругозор у него. У меня нет к нему вопросов как к специалисту.
— А к Высокинскому есть вопросы?
— К нему тоже нет вопросов. Он толковый человек, имеет хорошее экономическое образование. Какая-то, видимо, есть задумка.
— Нет ли какой-то обиды, как у уральца, что везде у нас тюменцы?
— Нет. Какая разница, какой национальности, откуда приехал? Если знает свой предмет, приносит пользу, то ради бога.
— Можете назвать главную проблему, которой должен заняться мэр?
— Я бы сказал, что это метро и развязки.
— От мэра строительство подземки мало зависит.
— От мэра все зависит! От его характера, знаний. Мы же строили метро, я каждый год Екатеринбургу выделял по полтора миллиарда рублей. И мы его построили.
Аркадий Чернецкий, член Совета Федерации, бывший мэр Екатеринбурга
— Смена мэра — процесс естественный: все приходят и уходят рано или поздно.
— О чем говорит то, что Высокинский всего два года проработал мэром?
— Сегодня, когда мэр — фигура назначаемая, на практике сроки его работы определяются планами, которые есть у руководителя региона. Как он выстраивает свою политику, какие кадровые решения видит. Видимо, губернатор считает, что Александра Геннадьевича надо задействовать на каком-то другом направлении.
— Выходит, что сейчас мэр не может планировать какие-то длительные проекты, так как в любой момент может быть уволен?
— Нормальная ситуация, когда существует преемственность. Это элемент политической культуры. Те планы, которые принимает администрация, — это не планы лично руководителя. Следующая администрация, которая приходит, должна с уважением к ним относиться. У каждого руководителя есть любимые и нелюбимые направления, но все они направлены на то, чтобы город развивался.
— У нас есть такая культура преемственности?
— Мы же могли в течение тридцати лет обеспечивать преемственность? Те проекты, которые я начинал, продолжали Порунов, Якоб, Ройзман и Высокинский. Тот стратегический план, который мы в свое время разработали, для всех администраций был главным документом.
— Ранее вы говорили, что Высокинскому не удалось сформировать свою команду. У Орлова это получится сделать?
— Орлов, конечно, — это самостоятельная фигура. Но нет никаких оснований предполагать, что он перечеркнет все, что делалось до него. Алексей Валерьевич будет продолжать генеральную линию развития города, привнеся в нее что-то новое.
— А чего бы вам как горожанину хотелось от нового мэра?
— Нужно окончательное решение по важным темам, которые начаты. Например, вопросы транспортного обеспечения. Плюс оказалась в подвешенном состоянии тема медицины. Надо найти оптимальное разделение между городом и областью. Есть текущие проблемы, которые необходимо решать. Я не сомневаюсь, что Орлов здравомыслящий человек, достаточно хороший специалист. Вектор развития города задан правильно.
Евгений Ройзман, бывший мэр Екатеринбурга
— Идет встраивание мэрии в вертикаль власти и дальнейшая тюменизация Екатеринбурга. В чем минусы: наш город значительно выше по классу, чем этот губернатор и его назначенцы. У нас самый высокий научный, технический, управленческий, финансовый потенциал. И поставить во главе области тюменца, а потом тюменца, бывшего милиционера, — мэром… Это такое оскорбление для жителей Екатеринбурга.
Среди полутора миллионов горожан нет достойных кандидатур? Я бы не возражал, если бы он выиграл прямые выбора мэра. Но сейчас же не выборы, а назначение. Екатеринбург долго будет приходить в себя после этой тюменской экспансии. К власти пришли люди, которые не соответствуют потенциалу нашего города.
— А что думаете про Алексея Орлова?
— Какая разница? Нет никакой разницы. Когда человек бывший милиционер, то это в любом случае в психологии откладывается. Сейчас нет легитимности власти вообще: так было с Куйвашевым, Высокинским, так будет и с Орловым. И Высокинский, кстати, это чувствовал. Расхлебывать Екатеринбург все это будет еще долго.
Но Высокинский хотя бы имеет хорошее образование, он тут родился и вырос, много лет работал в мэрии, у него есть понимание городского хозяйства. Думаю, что при новом мэре будет дальнейшее присвоение крупных активов, например Водоканала. Плюс они будут качать тему Универсиады, брать под это кредиты.
— Надолго ли Орлов станет мэром Екатеринбурга?
— Один из любимых моих исторических примеров: в январе 1917 года Ленин написал в письме Инессе Арманд, что пьет пиво, учится кататься на лыжах, так как в России еще долго ничего не произойдет.
Ранее мы подробно рассказывали о том, кто такой Алексей Орлов. Пока его назначили первым вице-мэром, чтобы после ухода Александра Высокинского он мог стать и. о. главы города. Затем Орлову предстоит пройти формальную процедуру назначения гордумой.
Всю информацию мы собираем в большом онлайне.