Стоит только написать новость про городских чиновников, как в комментарии на сайте и в соцсети приходит с десяток их поклонников. Они поддержат любое решение власти, любую идею — хоть строительство канатной дороги, хоть увольнение ответственных за уборку снега.
Если мэрию и мэра обижает блогер Илья Варламов — выскажут все, что думают об этом кудрявом урбанисте. Если чиновники решили судиться с журналистами — одобрят и поддержат их волю. Если депутаты объявят, что придумали, как уволить Высокинского — обругают самих депутатов. О такой армии преданных фанатов можно только мечтать.
Комментаторы встают на защиту Высокинского, его замов и администрации города в целом. Одна беда — они живут не в Екатеринбурге, носят вымышленные имена и используют чужие фото. E1.RU выяснил, кто и как хвалит чиновников Екатеринбурга в соцсетях.
Справедливости ради отметим, что есть и другие комментаторы, которые так же слаженно и в едином порыве ругают любые действия городских властей.
Фейковые фото и регистрация в один день
28 декабря мы опубликовали новость по мотивам интервью Высокинского о том, что он первые три дня наблюдал за противостоянием в сквере у Драмтеатра с балкона резиденции. Под постом об этом в нашей группе во «ВК» Любовь Самойлова написала: «Не один нормальный человек не полез бы в толпу людей, которые чем-то недовольны, инстинкт самосохранения должен быть у каждого» (орфография и пунктуация автора сохранены).
«За ситуацией следил, значит. Правильно, с одной стороны, да и верно, что не полез в эту толпу разъяренную», — прокомментировал Николай Михайлов.
«А кто вообще полезет к недовольной толпе? Там одни ломали забор, вторые боролись с первыми и возомнили себя символом порядка», — согласилась Татьяна Алешина.
В том же духе мэра поддержала Алина Куприянова: «За ситуацией все равно все наблюдали, это понятное дело, но вряд ли кто-то враг самому себе, чтобы лезть в эту толпу».
Татьяна Алешина и Николай Михайлов высказались и в посте о том, как блогер Илья Варламов постебался над заявлением мэра, что электробусы Екатеринбургу не нужны: в случае ЧП на них не эвакуировать горожан.
Те же люди заступились за главу города под новостью о том, что депутаты придумали, как можно уволить Высокинского.
А вот новость про митинг жителей частного сектора на Уралмаше, который хотят снести.
Любовь Самойлова встала на защиту вице-мэра Екатерины Куземки, которую депутаты предложили отправить на карантин по возвращении из Италии.
Они не только комментируют сами, но и вступают в дискуссии с другими пользователями.
Эти пользователи в том же ключе комментируют посты в паблике «Типичный Екатеринбург»: про решение снять с поста главы комиссии депутата Вихарева, отставку главы Октябрьского района, историю с акцией портала 66.ru и фонарями в сквере у Оперного.
Эти четыре аккаунта — только часть сети ботов, отстаивающих и оправдывающих в соцсетях действия и решения мэрии Екатеринбурга. Нам удалось найти не меньше десятка ее преданных поклонников.
Большинство аккаунтов закрыты, некоторые (например, Любови Самойловой, Татьяны Алешиной и Алины Куприяновой) зарегистрированы в один день — 13 августа 2019 года.
У некоторых фейковые фотографии. Фото Татьяны Алешиной позаимствовано из аккаунта Любови Чиковой из Иркутска.
Профиль Юлии Затеевой выглядит как настоящий, но фотографии в нем Катерины Антоновой из Иркутска.
Затеева поддерживала мэра, когда он уволил ответственных за плохую уборку снега (потом, правда, оказалось, что они уволились сами еще до Нового года).
Елена Кузьмина тоже на поверку оказалась не Еленой из Екатеринбурга, а Анюткой из Братска. Она, например, комментировала на «Типичном Екатеринбурге» пост про жалобу мэрии на портал 66.ru и пост про сквер в паблике E1.RU.
Анна из Братска подтвердила E1.RU, что это ее фотографии, и сказала, что не знает Елену Кузьмину. Кроме того, она не может зайти на ее страницу, по всей видимости, «Елена» сделала такие настройки приватности, чтобы Анна случайно не увидела свои фото.
Хвалебные комментарии они также оставляют к постам в группах «Интересный Екатеринбург», «Подслушано в Екатеринбурге», «На районе говорят... Уралмаш и Эльмаш», «[ЕКБ] Екатеринбург».
Елена Кузьмина на вопрос, платят ли ей деньги за комментарии, ответила отрицательно. Остальные подозреваемые боты сообщения E1.RU не прочитали.
Защитники власти развлекаются и в комментариях под материалами E1.RU. Например, пользователь dimagorcwi, указавший при регистрации телефон, зарегистрированный в Краснодарском крае, радуется, что в ледовом городке стало безопасно, хвалит мэрию за запрет парковаться на некоторых улицах, уверяет, что никакого бунта скорой не было, поддерживает снос частных домов в Цыганском поселке, одобряет обещание мэра не вырубать деревья ради канатной дороги. И доволен тем, что общественницу Полину Грейсман вызвали в СК по делу о протестах в сквере: «Так и надо. Нечего эти сборища показушные устраивать. Наделали, вот и получают».
«Бабулька Шарлиз» тоже с краснодарским телефоном оставила всего 14 комментариев в январе-феврале 2020 года. Вот некоторые из них.
«Продают, скорее всего, земельный участок, а не остатки барака за такую стоимость, пишите более точно. Я помню в детстве такие бараки, бабушка жила в подобном, а я ей говорила все время — баба, как вы бедно жили. Не надо нам такого памятника», — про продажу мэрией сгоревшего барака.
«Люблю наши парады, смотрела в гостях в Магнитогорске в прошлом году, даже рядом не стоял их парад. У нас же целый музей техник», — про парад Победы на 9 Мая.
Подозрительные комментарии оставляет Сёма80 с московским номером телефона.
«Ну смешно аж стало, кто их обижал? Сами напридумывали непонятно что и жалуются», — про то, что прокуратура запретила Высокинскому обижать водителей скорой помощи.
«Жалко деревья. Но велодорожка дело нужное. Тем более что кататься на природе, а не в загазованном городе», — про вырубку деревьев ради велодорожки.
«Что вам не нравится? Сидит когда чиновник в офисе — не нравится, вышел к людям — опять промах. Человек не боится, берется и делает. Вам все не то, не угодить никак...» — про то, что Высокинский стал сварщиком ради интернета.
Впрочем, многие комментаторы, которых можно заподозрить в особенной любви к чиновникам, не регистрируются на сайте и скрываются за анонимными никами. В новости о том, что Высокинский уволил виновных в том, что Екатеринбург утопает в снегу, десятки анонимов в одну минуту как по команде отписались, что мэр молодец, работает, гонит в шею бездельников.
Мэрия: «Это может быть личная позиция»
В мэрии Екатеринбурга от фейковых аккаунтов открестились.
— По комментаторам: сложно понять, нужно смотреть. Это может быть личная позиция, — сказал собеседник в администрации. — Второй вариант — бот-сети, причем такая технология часто используется, но выявить реального заказчика зачастую сложно. Если раньше заказчика вычисляли по тональности комментаторов, то сейчас эту технологию начали использовать от обратного, когда она используется для того, чтобы обвинить одну из сторон в работе с бот-сетями. В любом случае надо поразбираться с этим вопросом.
Отметим, что официально мэрия нанимает только подрядчиков для сопровождения своих аккаунтов в социальных сетях. По техзаданию посты должны размещаться и в самих сообществах, и от их имени в других пабликах.
Для сопровождения официальных аккаунтов администрации Екатеринбурга «Екатеринбургская Радиокомпания «Радио Екатеринбург» 3 октября 2019 года по результатам аукциона заключила муниципальный контракт с ООО «Рекон». За три месяца компания получила 792 750 рублей за публикацию постов в пабликах мэрии во «ВК», Facebook, фотографий в «Инстаграме» и размещение видео в YouTube-канале администрации.
В стоимость также входила публикация не менее 40 постов в популярных пабликах/сообществах в других городах страны и распространение постов в не менее чем пяти городских сообществах во «ВКонтакте», посвященных Екатеринбургу.
Платон Маматов, директор коммуникационного агентства Magic Inc, создавший первую на Урале сеть ботов и называющий себя ботоводом с десятилетним стажем, считает предположение сотрудника администрации о том, что бот-сети используются, чтобы обвинить одну из сторон в работе с ними, несостоятельным.
— Этот тезис очень стандартный: «Нас подставили, это заказ и происки врагов», — говорит он. — Тезис разбивается двумя стандартными доводами. Во-первых, из двух возможных объяснений всегда надо выбирать наиболее простое. Между вариантами «администрация города наняла ботов» и «враги администрации города наняли ботов, чтобы подставить администрацию» мы выбираем более простой. Во-вторых, есть еще более смешная вещь: эти боты работают уже год и на разных площадках. Если допустить, что кому-нибудь зачем-то понадобилась история с подставой, они бы работали месяц-два, а потом инициировался какой-то скандал. Никто в здравом уме не будет тратить такое количество ресурсов, чтобы люди на протяжении года восхваляли Высокинского и мэрию без каких-либо дальнейших последствий.
По словам Маматова, защитники мэрии видны в разных городских пабликах во «ВКонтакте», «Фейсбуке» и на других площадках.
— Это стандартное явление. Достаточно что-то написать про администрацию или Высокинского, как сразу появляются нелепые люди с пустыми профилями и вступают в дискуссию, — говорит он. — Комментарии традиционно считаются гласом народа, боты имитируют этот глас народа за деньги. Это история не только политическая, но в том числе и коммерческая, ботов используют на сервисах с отзывами, для комментариев про фирмы.
Маматов предположил, что в интересах мэрии могут работать от 10 до 30 ботов. Для такой работы обычно нанимают студентов из разных регионов и стран. Чаще всего им платят за количество постов, и суммы могут быть разными. В месяц «бот» может получить и 10, и 5 тысяч рублей.
Боты заступаются за власть, конечно, не только в Екатеринбурге. Наши коллеги из Красноярска рассказывали, как фейковые аккаунты в соцсетях хвалят губернатора и объясняют рост цен. «Фонтанка» писала о том, что ботам из Приморья нравится, как хорошо убирают снег в Питере.