Сегодня в Ельцин-центре стартовал трехдневный фестиваль «Слова и музыка Свободы — СМС». Его открыло публичное интервью Валентина Юмашева, экс-руководителя администрации президента России и советника Фонда Ельцина, Владимиру Познеру.
О самом интересном из этой встречи — в нашем онлайн-репортаже.
— Лично для меня и для многих выбор представляется странным. Он пал на человека, которого мало кто знал и который мало где себя проявил. Можно было ожидать чего угодно, но только не этого. Я думал, с чего начать. И начну вот с чего: почему Борис Николаевич должен был уйти? — спрашивает Познер.
— Это был второй срок, он должен был уйти по конституции, — отвечает Юмашев.
Валентин Юмашев и Владимир Познер. На Познере, как всегда, шикарного цвета носки. В 2017 году, когда он давал интервью E1.RU, мы обратили внимание на его оранжевые носки.
— То, что раньше человек работал в КГБ, для меня совсем неважно, — ответил Юмашев на вопрос о том, не смущало ли его, что Путин — бывший силовик.
По словам Юмашева, уже тогда, в 90-е, было понятно, что Путин — «хороший хозяйственник».
Путин хотел уйти из администрации президента
— В какой момент вам пришла в голову мысль, что возможный кандидат в президенты — Путин?
— Чтобы эта мысль пришла, мне надо было с ним поработать. Я с ним работал в течение года–полутора лет, когда у нас в администрации проходили разного формата совещания и мы обсуждали проблемы. И тогда я понял, что Путин — блестящий (он был начальником контрольного управления администрации. — Прим. ред.).
По словам Юмашева, Путин хотел уйти из администрации президента.
— Он приходит ко мне и говорит, что хочет уйти. Сказал, что хочется на волю, потому что вся его жизнь —- жесткая служба. «Есть жена, есть дети, выходные заняты, я хотел бы уйти».
Тогда Юмашев, с его слов, сказал, что не отпускает Путина, и предложил ему вернуться к этому разговору позднее.
— Буквально через месяца два вынужден был уйти мой первый зам, и освободилось это место, и я с радостью Владимиру Владимировичу это место предложил. Он согласился, потому что это был другой масштаб. И стал чаще встречаться с президентом.
Но, по словам Юмашева, то, что Ельцин рассматривает Путина как будущего президента, они тогда не обсуждали.
Юмашев:
— Для Ельцина было важно, чтобы будущим президентом был сильный человек, который может воспользоваться моментом. Что Путин и сделал. Ельцин понимал, что рискует. Примаков и Лужков каждый день ходили к Ельцину и говорили, что нужно закрывать СМИ, потому что они ругают правительство. На что Ельцин говорил, мол, такое время, у нас свобода СМИ. Да, Ельцин понимал, что рискует, но это был осознанный риск.
Юмашев:
— Каждый в Путине увидел что-то своё. Либералы — преемника Ельцина, консерваторы — чекиста. Он был неизвестен, и это огромный плюс, который помог ему выиграть выборы. Первая реакция была: какой прекрасный парень, совсем молодой!
Юмашев:
— Тогда у Путина не было идеи держаться за власть.
Познер:
— Она возникла потом?
Юмашев:
— Это вопрос не ко мне. К Владимиру Владимировичу другому.
О мифах про то, кто повлиял на назначение Путина
Юмашев:
— Никакой Березовский, который с Ельциным встретился всего два раза за 10 лет, на назначение Путина не влиял. Это мифы, которые родились, когда была борьба между командами Путина и Примакова — Лужкова.
Юмашев:
— Шла жестокая политическая борьба. С одной стороны, мощный политик Примаков и блестящий мэр Лужков, с другой — Путин, который вообще никто, у которого 3% голосов. Шла огромная пропагандистская работа против Ельцина и его кандидатов.
Юмашев:
— Ельцин проделал огромную работу, чтобы Путина узнали чиновники, силовики и политики, а не только народ. Это была его работа.
И снова о мифах про назначение Путина
В августе 1999 года было решено, что момент настал и Путин «должен выйти в народ».
Юмашев:
— Во-первых, все эти мифы, о которых мы с вами говорим, о том, что семья Березовского поставила Путина, о том, что семью Ельцина беспокоила его безопасность поэтому Путин встал на эту должность, важно, чтобы они оставались мифами, чтобы реальная история была зафиксирована.