Собрали теплые воспоминания разных поколений
Трудно найти человека, который ни разу в жизни не катался на трамвае. В детстве мы устраивались поудобнее у окошка и отправлялись на воскресную прогулку с родителями, в юности торопились на пары, запрыгивая в последний момент в вагон, во взрослой жизни спешим на остановку, чтобы добраться до работы. Трамваи сопровождают екатеринбуржцев в разные периоды жизни, начиная с 1929 года. А еще они связывают поколения. В этом материале — теплые воспоминания и истории о развитии екатеринбургского трамвая от самих уральцев. Как было раньше, как обстоят дела сейчас и какое будущее у трамваев? Об этом и многом другом рассказали представители трех поколений.
История екатеринбургского трамвая за 95 лет
От первой линии до трехсекционных вагонов
Наши дни
Сергей Беляев, любит 13-й маршрут и «ночные» смены
Лучший водитель России застал множество перемен: переход на безналичный расчет, появление электронных транспортных карт. А главное — новые трамваи с компьютерной системой. Он участвовал в обкате новых моделей. Чтобы работать с ними, водители прошли дополнительное обучение.
Лучший водитель страны признается: особенно нравится ездить через центр Екатеринбурга, а любимый номер трамвая — 13. Он соединяет ЖБИ и Сортировку, проходит по улице Ленина.
— Здесь всегда много пассажиров, но это не пугает, наоборот. Не секрет, что встречаются разные: один пожалуется, но больше тех, кто благодарит. Запомнилась бабушка, выходившая на конечной, просто сказавшая спасибо. Конечно, было приятно, — делится Сергей.
В 90-е и нулевые транспортная сеть Екатеринбурга получила огромное развитие. Сегодня это третья по величине трамвайная система в России: 19 конечных станций, 3 депо, 23 маршрута и около 450 вагонов в распоряжении. Лучший водитель трамвая России тоже из уральской столицы.
Сергей Беляев получил это звание в 2019 году на соревнованиях в Казани. Признается, что любовь к рельсовому транспорту испытывает с раннего возраста. Мечта детства сбылась, и это тот случай, когда работа в удовольствие.
Осуществлять ее Сергей решил в 23 года (работать водителем трамвая в России можно с 21-летнего возраста. — Прим. ред.).
Специальное обучение длится 5 месяцев, из них 3 — теория. Изучают правила технической эксплуатации, устройство трамвая, охрану труда, ПДД. Параллельно студенты под руководством инструктора занимаются на учебном вагоне — пассажиров в нем нет. После сдачи экзаменов и получения водительского удостоверения в ГИБДД можно выходить на стажировку на городские маршруты вместе с опытным водителем-наставником.
Сергей Беляев получил это звание в 2019 году на соревнованиях в Казани. Признается, что любовь к рельсовому транспорту испытывает с раннего возраста. Мечта детства сбылась, и это тот случай, когда работа в удовольствие.
Осуществлять ее Сергей решил в 23 года (работать водителем трамвая в России можно с 21-летнего возраста. — Прим. ред.).
Специальное обучение длится 5 месяцев, из них 3 — теория. Изучают правила технической эксплуатации, устройство трамвая, охрану труда, ПДД. Параллельно студенты под руководством инструктора занимаются на учебном вагоне — пассажиров в нем нет. После сдачи экзаменов и получения водительского удостоверения в ГИБДД можно выходить на стажировку на городские маршруты вместе с опытным водителем-наставником.
— Некоторые водители имеют предпочтения, я же воспринимаю вагон как рабочее место. Для меня не имеет значения — старый это трамвай или новый. Важнее его надежность, чтобы он не ломался на линии. Такими качествами может похвастаться любой вагон — старый или новый, — отвечает водитель.
— Общаемся вежливо и культурно. Если отвечать на хамство, то из этого ничего хорошего не выйдет. Надо уметь находить общий язык, как-то сглаживать ситуацию, — рассуждает екатеринбуржец.
Сергей не отрицает: работа напряженная, а профессия требует ответственности. К ней приходят по разным причинам: одни следуют за детской мечтой, другие приходят за стабильностью и зарплатой.
— По выходным, в свободное от работы время, если есть желание и возможность, помогаю депо из-за нехватки водителей закрывать смены. Выхожу на линию просто ради удовольствия. Когда работаешь ради удовольствия, работа не кажется уже такой напряженной, нервной, — рассказывает Сергей.
Следить за обстановкой в вагоне — одна из задач водителя. Сергей старается не допустить конфликтов, а если возникает неприятная ситуация — оперативно урегулировать.
Смены у водителей трамвая длятся от 6 до 10 часов. Рабочий день начинается с предрейсового медицинского осмотра. Даже при легком недомогании могут не выпустить на линию. Те, кто работает в первую смену, принимают вагоны и проверяют исправность работы всех агрегатов. Только после этого можно выезжать на линию и наматывать круги — от конечной до конечной.
— Я люблю вторые смены. Особенно те, что у нас называют «ночники» — трамваи, которые работают до 23:00 или до полуночи. Машин поменьше, других трамваев тоже. Пассажиры ждут тебя: последний трамвай — это возможность уехать домой, — комментирует Сергей.
— Новичкам желаю терпения. Нужны стальные нервы, чтобы после непредвиденной ситуации на дороге не воспринимать ее слишком близко. Скажем, предотвратил ДТП или устранил неисправность — и всё, не переживай по этому поводу больше никогда, — наставляет герой.
Сегодня Сергей работает инженером отдела анализа исполненного движения в службе движения ЕМУП «Гортранс». Но перевозить пассажиров под стук колес и наблюдать за вечерним Екатеринбургом — это то, что до сих пор приносит нашему герою удовольствие.
Николай Иванович Сергеев родился в 1952 году. Трамваем к тому моменту было уже никого не удивить, они курсировали по городу с 1929-го. Однако Николаю Ивановичу удалось застать модели тех трамваев, которые открывали движение в Екатеринбурге ,— это трамваи серии Х, а в простонародье их называли деревяшками.
Трамвай в СССР
Николай Иванович Сергеев, видел деревянный трамвай
Детство Николай Иванович провел в доме в самом центре: наблюдать за вагонами, следующими по проспекту Ленина, было для ребят обычным развлечением. С особой любовью вспоминает он и рижские трамваи МТВ-82 — с ручным тормозом. Тумба и рычаг привлекали внимание мальчишек того времени — не могли отказать себе в удовольствии покрутить устройство, пока водитель отвлекся, а потом со смехом разбегались в стороны. На смену рижским на Урал пришли чешские трамваи Т-3.
— 1 мая во время парада движение в городе всегда перекрывали, — вспоминает Николай Иванович. — Идем пешком до площади 1905 года, а там уже кто как домой возвращаемся. Молодые были, добегали до Пионерского поселка, где уже ходили трамваи — заваливались с гитарами, с баяном и песни поем. Народу было битком, висели на этих трамваях-деревяшках.
Кондукторов в те годы не было. Их заменяли кассы самообслуживания: кидаешь 3 копейки в ящик, откручиваешь билет. «Совесть — лучший контролер» — считали советские люди. Осознанными же оказывались далеко не все пассажиры. Безбилетников ловили контролеры, зайцам выписывали штраф 1 рубль.
В 70-х ящики с билетами сменили компостеры. Покупаешь билет или сразу пачку в «Союзпечати» на остановке, а пробиваешь его уже в трамвае — компостер оставлял уникальный набор дырочек. За багаж нужно было платить отдельно.
Николай Иванович вспоминает маршруты, которых уже не существует: вагоны ходили по узкой улице Толмачева к вокзалу через остановку «Дзержинского», другие проезжали мимо «Рубина» по улице 8 Марта. Трамвайная сеть города менялась — часть линий упразднили, появлялись новые ветки.
В 70-х ящики с билетами сменили компостеры. Покупаешь билет или сразу пачку в «Союзпечати» на остановке, а пробиваешь его уже в трамвае — компостер оставлял уникальный набор дырочек. За багаж нужно было платить отдельно.
Николай Иванович вспоминает маршруты, которых уже не существует: вагоны ходили по узкой улице Толмачева к вокзалу через остановку «Дзержинского», другие проезжали мимо «Рубина» по улице 8 Марта. Трамвайная сеть города менялась — часть линий упразднили, появлялись новые ветки.
Чтобы запустить новый трамвай, требовалось рассчитать нагрузку на всю городскую сеть. Напряжение колоссальное. Иногда случались перегрузки: трамвай пищал и останавливался. Пассажиры выходить не спешили — знали, что нужно подождать, и мощность накопится. Чаще всего такие ситуации возникали зимой.
Росло и количество пассажиров. Уральцы работали по сменам и пользовались транспортом примерно в одно время — в часы пик в вагонах было не протолкнуться. Мостились на подножках, самые отчаянные ехали на «колбасе».
Росло и количество пассажиров. Уральцы работали по сменам и пользовались транспортом примерно в одно время — в часы пик в вагонах было не протолкнуться. Мостились на подножках, самые отчаянные ехали на «колбасе».
Кроме того, известно, что были грузовые вагоны, на которых перевозили грузы. А также санитарные вагоны — специально переоборудованные для перевозки раненых от железнодорожного вокзала к городским госпиталям.
— Если посмотреть на фотографии тех времен, создается впечатление, что трамвайные линии строили женщины, — размышляет Николай Иванович, глядя на архивные снимки. Но не потому что мужики ленивые, демография в стране такая была. Прошли Первая мировая война, революция, гражданская война.
— В годы Великой Отечественной войны трамвай получил особую роль. На Урал эвакуировали десятки предприятий, огромное количество людей. Они трудились для фронта, на заводы и фабрики их доставляли именно трамваи, — объясняет Николай Иванович.
— Трамвай — очень перспективный вид транспорта. Есть опыт зарубежных стран, где трамваи стали основным способом передвижения у людей. Если сделать хорошую трамвайную систему, мне кажется, что она может конкурировать с метро, — размышляет девушка.
У трамвая — большое будущее
Арина Городилова, променяла метро и такси на трамваи
В этом году трамвайной сети Екатеринбурга исполняется 95 лет. Этот вид транспорта каждый день помогает добраться до нужной точки старшему поколению, работающим взрослым, выбирают его и зуммеры. Арина Городилова — студентка УрФУ, и до университета она предпочитает добираться исключительно на трамвае! Маршруты № 13 и № 15 занимают особое место в ее жизни.
— В трамвае меня не укачивает. Нет пробок. Чаще всего трамвай следует прямо, только с остановками. Получается гораздо быстрее добраться, чем на метро или такси, — делится студентка.
Новые трамваи Арина называет шагом к комфорту. Особенно девушку впечатлил «Львенок», на котором можно быстро добраться до Верхней Пышмы.
— Ходит очень плавно: ты не едешь — ты плывешь. Не качает, нет каких-то заносов. Гораздо лучше система вентиляции. В старых трамваях зимой бывает холодно, а летом жарко. В «Львенке» такого нет. Нравятся информационные экраны: я вижу, куда еду, вижу точку А, точку Б и место, где мне стоит выйти. Это напоминает систему метро в Питере или Москве, — рассказывает Арина.
Отметила девушка удобство оплаты и тарифную систему. Карта в терминале позволяет сориентироваться, какой билет приобрести. До Пышмы — одна цена, а если ехать по Екатеринбургу, не покидая города, — другая.
Радуют молодежь и новые ветки до Солнечного и Академического. Студентка надеется, что появится линия до Новокольцовского, а трамваи будут ходить еще чаще.
Радуют молодежь и новые ветки до Солнечного и Академического. Студентка надеется, что появится линия до Новокольцовского, а трамваи будут ходить еще чаще.
За 95 лет трамваи в Екатеринбурге прошли большой путь — от так называемых деревянных вагонов до современных моделей с электроникой. И на этом история не заканчивается. Трамвайный парк города ждет обновлений, которые реализуются в ближайшее время. Так, уже до конца 2024 года в Екатеринбург обещают доставить два новых низкопольных трамвая, один из которых будет трехсекционным. Следим за новостями!