«Чё я нарушил, ***?»
Репортаж из учебно-тренировочного центра, где тренируются уральские бортпроводники
Бортпроводники поделились дикими историями из неба:
вот, с чем сталкиваются стюарды
Каждый, кто хоть раз летал на самолете, видел этих ребят. Прекрасные девушки, статные парни — бортпроводники украшают любой рейс. Улыбаются на входе, желают легкого полета, приносят чай и закуски. Однако обязанности кабинного экипажа гораздо шире раздачи сэндвичей и демонстрации аварийно-спасательного оборудования. Автор одного из городских СМИ всегда хотела узнать об этой профессии больше. Какова же была радость Виталии, когда ее отправили в Уральский учебно-тренировочный центр гражданской авиации, где обучаются бортпроводники «Уральских авиалиний» с заданием «делай что хочешь — дебоширь и раскачивай самолет, теряй сознание, но узнай о бортпроводниках всё».

Что должны уметь стюарды, в каких ситуациях самолет могут экстренно посадить, почему среди пассажиров ищут врачей и ответы на популярные вопросы дебоширов — в репортаже. В конце материала — бонус для самых внимательных
Нашему центру уже 85 лет. Мы занимались обучением летчиков, инженерно-технического персонала. Продолжаем и сегодня, — рассказывают в Уральском учебно-тренировочном центре. — Мы открыли направление подготовки бортпроводников, которое стало одним из основных.
Здание учебно-тренировочного центра неприметное с виду — мимо такого легко пройти, скользнув взглядом по большим буквам на фасаде. Самое интересное, как водится, внутри. Например, на верхнем этаже — макет кабины, созданный из частей настоящего самолета. Это тренажер для курсантов, которые учатся на бортпроводников.
В центре преподают три десятка высококлассных специалистов, которые отработали в авиации по 20−30 лет. Они учат будущих бортпроводников сервису и обслуживанию пассажиров, коммуникации, работе с человеческим фактором, в том числе как определить потенциально опасных пассажиров. Большой блок программы — аварийно-спасательная подготовка.
85 лет готовят экипажи
Обучение длится 380 часов, из них 33 часа отводят на практику на специальном тренажере — в той самой кабине. Летный и кабинный экипаж занимаются вместе, и это, по словам преподавателей, дает хорошие плоды.
«
»
Юрий Николаевич Полепишин, заместитель директора Уральского УТЦ ГА
Не имеют права растеряться
На курсы бортпроводников приходят как после одиннадцатого класса, так и уже с высшим образованием. За два с половиной месяца учебы из группы отсеиваются случайные люди.

— Не выдерживают те, кто пришел только за деньгами, — продолжают в Уральском учебно-тренировочном центре. — Во-первых, должна быть сильная мотивация. В ее основе — любовь к авиации и людям, подкрепленная готовностью ко всему, что может случиться в небе.

В учебном центре постоянно отрабатывают сложные ситуации, чтобы члены экипажа могли быстро принять правильное решение в реальном полете. Это может быть что угодно: отказ двигателя, нестандартная ситуация на борту, сложные погодные условия.
«
»
В реальном полете ты не имеешь права растеряться: за тобой сидят до 240 пассажиров.
Преподаватели Уральского учебно-тренировочного центра гражданской авиации
Ситуация 1.
Дебоширы на борту
Пора переходить от теории к практике. Первая субличность, которую решила выпустить Виталия, — это дебошир. Разобраться с ней вызвался старший бортпроводник «Уральских авиалиний» Константин.
«
»
Когда тишину полета вдруг прерывает чей-то слишком громкий разговор, ругань или пьяное пение, бортпроводник мягко, но настойчиво старается эту ситуацию сгладить. Если слова не подействовали, стюард докладывает об этом командиру. Неприятная ситуация продолжается? Нарушитель получает подписанное распоряжение командира воздушного суда.
«
»
А вот когда дело доходит до драки или попыток открыть в полете двери салона (и такое случалось в практике «Уральских авиалиний») бортпроводник выдает это самое распоряжение. Бланк можно получить и за курение в туалете — это тоже угроза безопасности полета.
Это формализованный бланк с требованием прекратить нарушение общественного порядка или правил поведения, если они угрожают безопасности полета. Компания разработала его на основе статьи административного кодекса, — продолжает Константин. — Если пассажир начал перепалку, это еще не считается угрозой безопасности полета.
На самом деле, работа проводников начинается еще на входе пассажиров в самолет. Мы оцениваем их психологическое и физическое состояние. Тут нет места стереотипам: не каждый пьяный станет хулиганить и не каждый зожник-спортсмен — пример дисциплинированности, — объясняет Константин. — Заодно мы выявляем тех, кто может нам помочь. Это могут быть военнослужащие или сотрудники полиции, спортсмены, физически крепкие мужчины.
Когда самолет могут экстренно посадить
Если ситуация накалена до такой степени, что необходимо «отказать пассажиру в перевозке в одностороннем порядке», командир решает посадить самолет в ближайшем аэропорту по пути следования, предварительно получив согласование от диспетчера. Право отказать в перевозке — это тоже статья кодекса.
«
»
На этом моменте Константин заносит текстильные наручники и ловко затягивает на руках журналистки. Фиксирует девушку в кресле ремнем безопасности. Бортпроводник летает уже 6 лет и, судя по тому, как быстро и ловко он это провернул, о дебошах знает не понаслышке.
«
»
Экипаж вправе попросить о помощи тех самых физически пригодных пассажиров, которых он определил еще при посадке в самолет. Но они могут пользоваться только подручными средствами сдерживания — ремнем от брюк, скотчем, шарфом, — рассказывает стюард. — Конечно, пассажир может отказаться, но это редкий случай. Как правило, никто не хочет менять планы и приземляться в другом аэропорту, теряя несколько часов в своем графике.
Бывает, что о дебоше узнаешь, когда уже кулаками машут или бутылки о головы разбивают. Тогда, конечно, не до увещеваний и бланков. Бортпроводник переходит к крайнему методу — применение физической силы, — говорит Константин. — Конечно, стюард не лезет в драку как еще один участник. Его задача — обездвижить буйного пассажира специальными средствами сдерживания.
На земле буяна будет ждать собственный кортеж с мигалками. А еще иски от полумиллиона рублей
По прибытии в аэропорт непутевого пассажира передадут сотрудникам полиции вместе с актом, где будут расписаны все его «подвиги». Дебоширство не каждому по карману: издержки ложатся на плечи виновника экстренной посадки. Буяну могут предъявить иск как минимум на 500 тысяч рублей.

— Взлет-посадка, аэропортовый сбор, заправка воздушного судна — всё это выходит где-то на полмиллиона рублей, — объясняют в «Уральских авиалиниях». — Через какое-то время к этому могут добавить иски по претензиям пассажиров: кто-то опоздал на стыковочный рейс, у кого-то сорвался отпуск или сделка. Дебоширить очень невыгодно.
Штрафы будут поджидать нарушителя порядка и без экстренной посадки. Например, за мелкое хулиганство — от 500 до 1500 рублей. На самые популярные вопросы от дебоширов «Чё ты пристал? Чё я нарушил, ***?» и «А чё мне за это будет?» расписаны готовые ответы в инструкции, которая есть в каждом самолете.
«
»
Там указано название нарушения, где оно прописано, что должен сделать бортпроводник и какое административное наказание предусмотрено. Например, если пассажир просто громко матерится, то это мелкое хулиганство, и штраф будет до 1500 рублей, — продолжает Константин. — Лезет в драку, угрожает безопасности всех на борту — за невыполнение распоряжения командира ему грозит штраф 5000 рублей или до 15 суток ареста.
Ситуация 2.
Если кому-то стало плохо
«С дебоширами понятно, а что, если кому-то на борту станет плохо?» — подумала Виталия, медленно теряя сознание и сползая в кресло. На помощь пришла Мадина — стюардесса «Уральских авиалиний», которая дважды вытаскивала с того света пассажира. Причем одного и того же.
«
»
Бортпроводников готовят к таким ситуациям и обучают оказанию первой доврачебной помощи. Но, конечно, подобные случаи — редкость. Чаще у пассажиров болит голова, их тошнит. На каждом борту есть 3 аптечки для доврачебной помощи с простыми медикаментами, бинтами и прочим, что может использовать бортпроводник.
«
»
Важно понимать, что бортпроводников не обучают на медиков, — объясняет Мадина. — Максимум, что может сделать стюардесса или стюард, — это предложить какие-то таблетки в ответ на запрос пассажира или начать манипуляции по первой экстренной доврачебной помощи.
Эта история случилась на рейсе в Благовещенск. Ко мне обратился пассажир и сказал, что его соседу плохо. Подхожу, а этот человек лежит на полу без признаков жизни. Я доложила старшему бортпроводнику и сразу начала качать (выполнять реанимационные действия. — Прим. ред.). В это время по громкой связи нашли среди пассажиров врача, — рассказывает бортпроводница «Уральских авиалиний» Мадина. — Пассажир пришел в сознание, но тут же потерял его снова. Пришлось продолжить — качала, пока самолет не сел экстренно в Сургуте. Там его уже ждала карета скорой помощи. Мужчина жив, с ним всё хорошо.
«Среди пассажиров есть врач?»
Если ситуация выходит за рамки простой головной боли — у пассажира критически меняется давление или он теряет сознание, экипаж ищет на борту людей с медицинским образованием.

Это не обязательно должен быть реаниматолог или опытный фельдшер скорой помощи, — объясняет Мадина. — В небе подойдет любой медик, которому бортпроводники будут ассистировать. В самолете всегда есть специальная аптечка для медперсонала из числа пассажиров.

Если врача не оказалось на борту, стюард докладывает об этом командиру, а тот принимает решение о возможной посадке в ближайшем аэропорту. При признаках клинической смерти начинают «качать». Элементарной реанимации до вмешательства специалистов скорой помощи бортпроводники учатся на Гоше. Это тренажер, который есть в каждом кабинете ОБЖ.
«
»
Полет — это не поездка по трассе, где можно остановиться на любой заправке. Под самолетом может быть сплошная степь или океан, а чтобы сесть в ближайшем аэропорту, нужно запросить разрешение у диспетчера. Иногда проще следовать до пункта назначения, чем экстренно садиться, — продолжает бортпроводница Мадина. — Расчетное время до посадки может быть полчаса, а может — два или три. И в это время нужно сделать всё возможное для пассажира в этой маленькой кабине самолета в тысячах метрах над землей.
На земле буяна будет ждать собственный кортеж с мигалками. А еще иски от полумиллиона рублей
Забота о пассажире начинается с него самого
Некоторые пассажиры сразу предупреждают кабинный экипаж, что у них проблемы со здоровьем. К таким бортпроводники относятся с особым вниманием. А еще специалисты мгновенно считывают тревожные признаки: повышенная температура, кожные высыпания, непрекращающаяся диарея и рвота. Они говорят о том, что с большой долей вероятности на борту инфекция. На этот случай у стюардов есть отдельная противоэпидемиологическая аптечка и инструкция.
«
»
Кстати, противоэпидемиологическая аптечка пригождается экипажу еще в одном, но более радостном случае — когда новый пассажир появляется на свет прямо в небе. В ней есть родовой комплект, а бортпроводники готовы даже к такому повороту событий. Но в компании предупреждают: лучше не рисковать.
«
»
Первый человек, который должен заботиться о безопасности себя и младенца, это будущая мать, — считают в компании. — Даже если нет противопоказаний, женщина чувствует себя замечательно, а врач дал разрешение, это риск. Особенно на поздних сроках. В полете меняется давление, содержание кислорода.
Мы изолируем пассажира с такими симптомами по мере возможностей и закрепляем за ним отдельного бортпроводника в одноразовом защитном костюме, — рассказывают в «Уральских авиалиниях». — По прилете самолет отвозят на специальную стоянку, на борт поднимаются специалисты Роспотребнадзора. Они определяют степень опасности и просят пассажиров заполнить анкеты.
Квиз «Приятного полета»,
или Один день из жизни бортпроводника
Как и обещали, маленький приятный бонус — можно пробовать себя в роли бортпроводника.
Начать
  1. Вы услышали, что между двумя пассажирами началась перепалка. Ваши действия?
Неверно
Верно
Неверно
Дальше
Проверить
Показать результаты
Окей, вроде бы они успокоились. Но тут вдруг на помощь позвала беременная девушка - ей стало нехорошо.
Верно
Неверно
Неверно
Дальше
Проверить
Показать результаты
Тем временем перепалка переросла в потасовку.
Неверно
Верно
Неверно
Дальше
Проверить
Показать результаты
Недомогание беременной пассажирки оказалось началом родов. Как будем встречать на свет нового пассажира?
Неверно
Верно
Неверно
Дальше
Проверить
Показать результаты
Кажется, вы не очень хорошо знакомы с тонкостями работы бортпроводников. Но не отчаивайтесь, попробуйте еще раз!
Пройти ещё раз
Кажется, вы не очень хорошо знакомы с тонкостями работы бортпроводников. Но не отчаивайтесь, попробуйте еще раз!
Пройти ещё раз
Браво! Вы отлично понимаете всю сложность работы бортпроводников и стали бы отличным помощником на борту самолета в любой ситуации!
Пройти ещё раз
Браво! Вы отлично понимаете всю сложность работы бортпроводников и стали бы отличным помощником на борту самолета в любой ситуации!
Пройти ещё раз
Просмотров: 66 477