Тренер: моя история про спорт
Спортивная гимнастика — один из самых зрелищных, интересных и сложных видов спорта. Сами спортсмены — и начинающие, и опытные — уверяют, что любят его в первую очередь за красоту. Ранним утром мы побывали на тренировке гимнастов в спортивном комплексе «Юность» и познакомились с их тренерами. Они рассказали, как из малышей здесь выращивают сильных, уверенных и успешных спортсменов и как занятия в школе гимнастики закаляют характер на всю дальнейшую жизнь.
21.02.2023
Кто воспитывает гимнастов в Екатеринбурге — от малышей до мастеров спорта
История Ивана Курохтина:
в 6 лет прийти в гимнастический зал и остаться там навсегда
Тренер Иван Курохтин — мастер спорта по спортивной гимнастике, участник первенства России и победитель различных городских и межрегиональных соревнований. Он пришел в гимнастику в 6 лет с другом за компанию. Ребята жили в одном подъезде и вместе начали покорять непростые спортивные вершины в начале 1990-х годов.
В 15 лет на соревнования кубка «Башкирская нефть» он поехал выступать по программе кандидатов в мастера спорта. Но в итоге обошел всех действующих мастеров спорта и одержал победу. На следующий год, уже в статусе мастера спорта, он снова выиграл этот турнир.
В 15 лет на соревнования кубка «Башкирская нефть» он поехал выступать по программе кандидатов в мастера спорта. Но в итоге обошел всех действующих мастеров спорта и одержал победу. На следующий год, уже в статусе мастера спорта, он снова выиграл этот турнир.
— В 90-е годы в спортивную гимнастику было легче попасть: брали почти всех, — вспоминает Иван Курохтин. — Сейчас требования к поступающим несколько жестче. Есть новая спортивная тенденция, когда заниматься в гимнастический зал приходят дети начиная с возраста 3–4 лет. Мы называем это оздоровительным этапом. В итоге к 6 годам, к моменту поступления в спортивную школу, ребята приходят уже подготовленными и в отличной физической форме. В связи с этим и отбор стал строже, и нормативы на тестировании несколько выше. Шестилетки только подтягиваться должны 15 раз.
Как выбирают гимнастов
Отбор на бюджетное отделение идет по силе, ловкости, быстроте, гибкости и еще по антропометрическим данным: рост, вес, тип телосложения. Поэтому в группу начальной подготовки на бюджет попадают не все. В прошлом году конкурс составлял примерно 4 человека на место.
Иван в юном возрасте понял, что хочет связать свою жизнь со спортивной гимнастикой. В 17 лет, еще в статусе действующего спортсмена, он начал тренировать детей в паре с наставником, потом поступил в пединститут и с 2006 года профессионально занимается тренерской работой. Он признался, что со спорткомплексом «Юность» его связывает много воспоминаний. Здесь Иван еще ребенком выступал по юношеским разрядам и участвовал в первенствах города. А сейчас сам в этих же стенах помогает начинающим гимнасткам добиваться спортивных успехов.
Тренер — это призвание
— Роль тренера в воспитании спортсмена очень важна. Мы для них как вторые родители. Я своих детей реже вижу, чем этих ребят, — признается Иван. — Они занимаются здесь столько лет и в каждого вкладываешь так много, что, конечно, они для нас становятся родными. У каждого ребенка свой уровень и потенциал, но мы стараемся тут раскрыть его по максимуму. Я себя не считаю очень жестким тренером. Я всегда за справедливость, за правду, за дисциплину, но в дружественном ключе. Строгость и мягкость нужны в меру.
Очень важно, чтобы ребенок охотно шел на тренировку и не боялся тренера.
Обучение в школе спортивной гимнастики занимает 12 лет, а если с оздоровительным этапом, то и того больше. Нагрузки значительные. Шестилетки на начальном этапе тренируются по два часа три раза в неделю. Дети постарше занимаются уже по четыре часа четыре раза в неделю. Самые взрослые — спортсмены 16–17 лет — тренируются шесть дней в неделю по четыре часа.
Конечно, не все проходят этот длинный путь до конца и затем связывают свою жизнь со спортом. Кто-то выбирает для себя более мягкий режим тренировок и занимается в зале пару раз в неделю просто для здоровья и развития физической формы.
Конечно, не все проходят этот длинный путь до конца и затем связывают свою жизнь со спортом. Кто-то выбирает для себя более мягкий режим тренировок и занимается в зале пару раз в неделю просто для здоровья и развития физической формы.
Сила и стойкость
— Спортивная гимнастика развивает всё тело — гибкость, ловкость, быстроту, — подтверждает тренер. — Я считаю, что это очень важный жизненный этап для детей и хороший задел на будущее. Спортивная гимнастика очень хорошо развивает память. Надо запомнить большое количество комбинаций, элементов и то, в какой последовательности они идут. В этом виде спорта нужно быть сосредоточенным и внимательным. Это и для безопасности важно. Мы стараемся детишкам с самого раннего возраста прививать серьезность и ответственность. Соревнования в этом очень помогают. Это хорошо, что сейчас даже для малышей проводится огромное количество турниров — наших внутренних, городских, межрегиональных. Кроме того, после гимнастики можно пойти заниматься любым видом спорта — хоть единоборствами, хоть легкой атлетикой. И ты там будешь очень неплохо цениться.
История Майи Копыльских:
променять художественную гимнастику на спортивную и не пожалеть
Иван Курохтин в спорткомплексе «Юность» работает в паре с тренером Майей Копыльских. Они вдвоем участвуют в воспитании 46 гимнасток различных возрастов. Такой тандем позволяет им улучшить качество подготовки, ведь они отлично дополняют друг друга: Иван Владимирович делает упор на развитие силовых способностей и совершенствование технических навыков, а Майе Олеговне девочки доверяют во всем, что касается эстетики, грации и хореографии. Именно за красоту много лет назад маленькая Майя и выбрала этот сложный и захватывающий спорт.
— Когда мне было 5 лет, к нам в детский сад пришел тренер по художественной гимнастике, — рассказывает Майя Копыльских. — Я была очень худенькая, и меня выбрали по фактуре. На художественной гимнастике мы в основном сидели и растягивались, а я это не сильно любила, мне всегда было интереснее ползать по канату, забираться на шведскую стенку, подтягиваться. Через год я случайно попала на отбор в спортивную гимнастику.
За что все любят гимнастику
Увидела это большое пространство, огромный зал и как все прыгают, кувыркаются, крутятся, и мне захотелось стать частью всего этого.
Спортивная гимнастика хоть и сложнее, но гораздо интереснее и красивее. Я сказала маме, что хочу сюда. А мимо как раз проходила мой будущий тренер. Раз я уже была гибкая, то она взяла меня в группу. Вот так до сих пор я и тренируюсь.
Утром в понедельник работа в гимнастическом зале «Юности» кипит. Малыши разминаются, делают упражнения и отрабатывают элементы согласно своему возрасту. И, конечно, поглядывают на старших, которые выполняют акробатическую программу на бревне и тренируют комбинации на разновысотных брусьях. Тренеры следят за процессом, страхуют ребят и контролируют, чтобы они не забывали подкладывать мягкие маты.
У Майи Копыльских одним из любимых элементов был опорный прыжок, с ним она побеждала на первенстве УрФО. Спортивную карьеру, к сожалению, она завершила из-за травмы в статусе кандидата в мастера спорта. Зато вот уже 15 лет тренирует спортивных гимнастов, уделяя большое внимание безопасности и правильной технике разучивания элементов.
— Я начала рано работать тренером — в 17 лет, мне нравилось, было очень интересно тренировать малышей, — говорит Майя Олеговна. — Сначала помогала тренеру. Элементы в спортивной гимнастике трудные, но мы всегда идем от простого к сложному. Тогда детям легче осваивать каждый следующий элемент. С опытом, конечно, стало проще объяснять технику освоения элементов. Чувствуешь детей — кто на что способен, кого нужно немного притормозить, а кого, наоборот, как-то смотивировать. Все детки разные, кому-то элементы сложнее даются, кому-то легче. Стараемся находить подход к каждому.
У Майи Копыльских одним из любимых элементов был опорный прыжок, с ним она побеждала на первенстве УрФО. Спортивную карьеру, к сожалению, она завершила из-за травмы в статусе кандидата в мастера спорта. Зато вот уже 15 лет тренирует спортивных гимнастов, уделяя большое внимание безопасности и правильной технике разучивания элементов.
— Я начала рано работать тренером — в 17 лет, мне нравилось, было очень интересно тренировать малышей, — говорит Майя Олеговна. — Сначала помогала тренеру. Элементы в спортивной гимнастике трудные, но мы всегда идем от простого к сложному. Тогда детям легче осваивать каждый следующий элемент. С опытом, конечно, стало проще объяснять технику освоения элементов. Чувствуешь детей — кто на что способен, кого нужно немного притормозить, а кого, наоборот, как-то смотивировать. Все детки разные, кому-то элементы сложнее даются, кому-то легче. Стараемся находить подход к каждому.
Секреты тренера
Майя Олеговна очень гордится своими подопечными, все они настоящие трудяги. Девять из ее девочек сейчас входят в состав сборной Свердловской области, три девушки из старшей группы имеют разряд кандидатов в мастера спорта и в этом году уже отрабатывают программу мастеров. Есть среди ее воспитанниц и действующая чемпионка Свердловской области. 20 февраля юные гимнастки поедут в Тюмень на первенство Уральского федерального округа, где будет проходить отбор на первенство России. И тренер, конечно, держит кулачки за своих девчонок.
Тандем наставника и спортсмена
— Соревнования — это очень хороший мотиватор для спортсмена. Дети видят других гимнастов, в том числе из других городов, и, конечно, хотят побеждать. Чтобы ребенок добился хороших результатов в спорте, очень важна его тесная работа с тренером. Бывают талантливые детки, которые сразу рождаются с выдающимися способностями к гимнастике, но без тренера никакие задатки и врожденные таланты не развить. Тренер я справедливый: если ребенок заслуживает похвалы, всегда похвалю, а если ленится, то могу и пожурить.
Что говорят воспитанницы
Причины, по которым родители приводят своих детей в спортивную гимнастику, разнятся. Одним нужны видимые результаты и спортивные достижения, другие просто рады тому, что их дети здесь имеют возможность развиваться в физическом плане и укреплять здоровье.
А вот сами дети в один голос говорят, что готовы заниматься весь день просто потому, что им здесь интересно. Даже самые маленькие работают с полной самоотдачей.
А вот сами дети в один голос говорят, что готовы заниматься весь день просто потому, что им здесь интересно. Даже самые маленькие работают с полной самоотдачей.
Софии Золотаревой скоро будет 13. Она девочка высокая, поэтому ей все элементы в раннем детстве давались несколько сложнее, чем остальным. Но благодаря своему трудолюбию она добилась впечатляющих успехов. За ее плечами уже участие в первенстве России и спартакиаде.
— Я занимаюсь гимнастикой с 6 лет, — говорит София. — Это очень красивый спорт. Временами бывает тяжело, бывает легко. Тренируюсь три-четыре часа каждый день. В школе я в шестом классе, учусь на 4 и 5. Мой самый любимый снаряд — брусья. В будущем я хотела бы связать свою жизнь со спортивной гимнастикой — стать тренером или судьей.
— Я занимаюсь гимнастикой с 6 лет, — говорит София. — Это очень красивый спорт. Временами бывает тяжело, бывает легко. Тренируюсь три-четыре часа каждый день. В школе я в шестом классе, учусь на 4 и 5. Мой самый любимый снаряд — брусья. В будущем я хотела бы связать свою жизнь со спортивной гимнастикой — стать тренером или судьей.
Камилле и Кате по 10 лет, они тоже занимаются спортивной гимнастикой с раннего детства и уже побеждают на юниорских соревнованиях. Катя — чемпионка области. Мы встретили их в зале как раз накануне их поездки на соревнования в Санкт-Петербург, где девочки будут представлять Свердловскую область на межрегиональном турнире «Снежинка».
— Я люблю этот спорт за то, что он очень красивый. Да, он сложный, но это не мешает достигать успехов, — говорит Камилла. — Когда разучиваешь новый прыжок, немного страшно, но тренеры помогают: объясняют ошибки, держат, страхуют. И после гимнастики можно пойти в любой спорт, потому что гимнастика — это основа всего. Я бы хотела стать тренером или хореографом в будущем.
— Я люблю этот спорт за то, что он очень красивый. Да, он сложный, но это не мешает достигать успехов, — говорит Камилла. — Когда разучиваешь новый прыжок, немного страшно, но тренеры помогают: объясняют ошибки, держат, страхуют. И после гимнастики можно пойти в любой спорт, потому что гимнастика — это основа всего. Я бы хотела стать тренером или хореографом в будущем.
Еще одна интересная особенность спортивной гимнастики состоит в том, что это очень медалеёмкий вид спорта. Есть командные соревнования, личное первенство и еще отдельно по снарядам гимнасты завоевывают медали. Например, у шестилеток в их спортивной копилке уже по несколько десятков медалей и кубков.
— У меня медалей 60, а кубков 23. И очень хороший шпагат, я очень гибкая, — говорит семилетняя Ульяна Чиркова и тут же демонстрирует отличный шпагат. — Я уже ездила на соревнования, первые места занимала в Казани, Тюмени и в Нижнем Тагиле. Мне нравится делать прыжок-пистолет, кувырки, прыжки. На бревне у меня лучше всего получается переворот назад с колесом. А еще я занимаюсь карате, мой папа меня тренирует.
— У меня медалей 60, а кубков 23. И очень хороший шпагат, я очень гибкая, — говорит семилетняя Ульяна Чиркова и тут же демонстрирует отличный шпагат. — Я уже ездила на соревнования, первые места занимала в Казани, Тюмени и в Нижнем Тагиле. Мне нравится делать прыжок-пистолет, кувырки, прыжки. На бревне у меня лучше всего получается переворот назад с колесом. А еще я занимаюсь карате, мой папа меня тренирует.
— А мне больше всего нравится опорный прыжок, — добавляет Катя Заклецкая. — Я тоже могу делать на бревне прыжок, и на колесо я встаю всегда. У меня дома пять кубков и двадцать медалей. Я уже была в Нижнем Тагиле, Тюмени, Челябинске.
Детям действительно нравится здесь тренироваться. А их тренеры признаются, что с такими детьми, которые занимаются с отдачей, желанием и мотивацией, работать очень интересно и приятно. И, конечно, хочется научить их всему тому, что знаешь сам. «Потому что главное — чтобы они людьми хорошими стали, а не только отличными спортсменами», — говорит Майя Копыльских.
Детям действительно нравится здесь тренироваться. А их тренеры признаются, что с такими детьми, которые занимаются с отдачей, желанием и мотивацией, работать очень интересно и приятно. И, конечно, хочется научить их всему тому, что знаешь сам. «Потому что главное — чтобы они людьми хорошими стали, а не только отличными спортсменами», — говорит Майя Копыльских.
Задать вопросы и записаться в группу спортивной гимнастики можно по телефону (343) 257-21-89.