Большинство подъездов в российских многоэтажках — это порталы между улицей и квартирой. Максимум, что можно здесь встретить, — почтовые ящики, цветы в горшках на лестничных площадках, а если повезет, то лифты, мусоропроводы и закрытое помещение для колясок и лыж. В старых многоквартирниках эту картину уже не переписать. Зато в новых домах типичное представление об этих пространствах меняется в корне. Мы решили вспомнить, как выглядели первые подъезды, как менялся их функционал и что сегодня ждет жителей за входной дверью в их новый дом.
Первым домом с парадным подъездом стал каменный дворец Александра Меншикова, который сдали в 1714 году в Санкт-Петербурге. Главный вход расположили со стороны Невы. Его украсили портиком из деревянных колонн, которые имитировали камень, а над ним сделали лоджию для оркестра — он встречал гостей, прибывающих по реке. Именно с этого момента в России появилась мода на парадные входы (подъезды), которые призваны с порога погружать гостей в роскошь и уют.
Где появились первые
подъезды в России
подъезды в России
Каменный дворец Александра Меншикова
В середине XVIII века подъезды стали появляться в особняках богатых петербуржцев и москвичей. Снаружи их украшали портики, статуи и пилястры. Внутри — лепные розетки и карнизы на потолке, роспись на стенах и если не мрамор, то хотя бы метлахская плитка на полу.
Привычным делом подъезд стал с появлением доходных домов. В конце XVIII века представители сельского населения начали перебираться в города, где им было необходимо жилье.
Функция парадных была всё та же — погрузить постояльцев в тепло и уют. Например, входы в доходный дом Ларисы Нежинской охраняют статуи бога солнца Ра. А в доходном доме Чубаковых по сей день сохранились пилястры, потолочная лепнина и кованые балюстрады вдоль широкой лестницы.
Доходный дом Ларисы Ивановны Нежинской
Владельцы некоторых доходных домов экономили на подъездах. Вместо закрытых теплых пространств они просто делали галдарейку — внешний коридор, который вынесен за основной объем здания. Подъездом это пространство, конечно, не назвать. Здесь сушили белье, курили и обсуждали последние новости. Такого плана здания часто встречались в Москве. Но в основном их строили в городах с теплым климатом, например в Тбилиси.
Доходный дом купца Первушина
В Екатеринбурге доходных домов было немного, если сравнивать с Москвой или Санкт-Петербургом. Один из них принадлежал купцу Евгению Первушину. В 1906 году после завершения строительства второй этаж он сдал в аренду Екатеринбургскому уездному казначейству, также там разместился Екатеринбургский уездный суд и военкомат того времени. Сегодня это место больше известно как «дом, из которого вещал Левитан». Увидеть восстановленную уральскую дореволюционную парадную можно, посетив Музей военной истории «Свердловск: Говорит Москва!».
С приходом большевиков большинство доходных домов превратили в коммуналки, особняки и индивидуальные многокомнатные квартиры тщательно уплотнили. Богатое убранство парадных оставили в прошлом — это пережиток буржуазии. На смену этому пришел максимально практичный конструктивизм.
Что скрывалось за дверями
конструктивистских домов
конструктивистских домов
Дом Наркомфина в Москве
В 20-х годах XX века в Екатеринбурге (тогда Свердловске) началось строительство завода-гиганта «Уралмаш». А на территории современного Эльмаша должна была появиться целая группа производств и конструктивистский город для их сотрудников, правда, из-за отсутствия должного финансирования пришлось проект урезать.
Одним из основоположников направления был Моисей Гинзбург, который создал знаменитый дом Наркомфина в Москве — идеал дома-коммуны, где должен жить каждый советский человек.
На первых этажах располагались заведения бытового назначения и социальные объекты: прачечная, фабрика-кухня, детский сад, поликлиника и прочее. Попасть в них можно было по галерее, где легко встретить соседа и обсудить новости на производстве.
Тем не менее столица Урала тогда считалась городом будущего, который отстраивали по соответствующим принципам:
- жилье должно быть удобным для советского человека, но без вычурности, только всё необходимое;
- товарищи не должны надолго отлучаться от коллектива, поэтому все бытовые вопросы надо решать вместе — для этого были предусмотрены столовые, прачечные и другие заведения на первом этаже дома;
- а до завода и социальных объектов дорога должна занимать не более 15 минут пешей прогулки.
Подъезды в таких домах была аскетичны. Коридорный тип считался самым удобным способом организации пространства. В начале и конце здания есть порталы с лестницами и лифтами. Обычно в этих частях дома делали витражное остекление. Между ними располагается довольно широкий коридор, где с одной стороны стройный ряд дверей квартир, а с другой — ленточное остекление. Возле квартиры можно было оставить велосипед или коляску.
Отказ от широких лестниц и больших площадок позволил увеличить полезную площадь жилья. А окна в подъезде давали естественный свет, из-за чего можно было экономить на общедомовом освещении. Зайти в дом можно было с одного угла здания, а выйти с другого. В Екатеринбурге по таким принципам построены целые кварталы, например комплекс домов Госпромурала на проспекте Ленина.
Богатое убранство ненадолго вернулось в советские подъезды с приходом сталинского ампира.
Правда, вместо каменных атлантов и гипсовых купидонов появились барельефы и росписи с ликами создателей и строителей коммунизма. Получились идеологически правильные парадные, не имеющие ничего общего с буржуазным прошлым. Во многих домах вновь сделали по два входа — с улицы и со двора.
Со старыми парадными также происходили метаморфозы. Многие «ремонтировали» в духе времени: закрашивали метлахскую плитку стандартной коричневой половой краской, роспись на стенах белили, а деревянные рамы окон красили в приятный белый цвет. На площадках устраивали зоны хранения.
Дворянское гнездо в центре Уралмаша
В Екатеринбурге яркий представитель сталинского ампира — это комплекс домов в центре Уралмаша, который в народе называют Дворянским гнездом. Здесь в подъездах широкие лестницы с чугунными балюстрадами, массивными гнутыми перилами и бетонными ступенями с мраморной крошкой. На лестничные марши вернулись небольшие ниши, где можно передохнуть, поднимаясь домой. Так в подъезды вместе с функциональностью вернулся уют.
В начале ноября 1955 года было выпущено постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». На смену пышному сталинскому ампиру пришли «голые» хрущевки. Подъезды стали буферной зоной между улицей и квартирой. Их площадь была еще меньше, чем в конструктивистских домах. Вместо ленточного остекления и витражей появились узкие горизонтальные окна, которые уже не давали много света. От лифтов тоже отказались: шахта занимает много места, да и времени на решение сложных инженерных вопросов не было. Подъезды тогда стали окрашивать в типовой зеленый, так как после войны осталось много казенной краски этого цвета.
Какими были подъезды времен оттепели и как они встретили свободную Россию
Тем не менее ряд изначальных функций подъезд сохранил. Оставить коляску на площадке, конечно, не получалось, но под лесенкой на первом этаже вполне. Там же люди обустраивали кладовые. Почтовые ящики размещали между первым и вторым этажом, а доску для объявлений — у входа.
В таких домах на подоконниках стали появляться цветы — их выносили местные тетушки, чтобы хоть как-то украсить пространство. Чистоту поддерживали сами, устраивая дежурства. Жители какой квартиры сегодня моют полы и протирают пыль, было видно по соответствующей табличке на ручке двери.
Эти принципы перекочевали в 90-е. В панельных домах новых районов подъезды выполняли чисто утилитарную функцию. Это был буфер между двором и квартирой. Без прикрас.
Двери в эти буферы из соображений безопасности стали глухими и железными. Длинный ключ, похожий на сверло для перфоратора, лежал в кармане каждого жителя больших городов. Первые этажи подъездов толком не освещались, лампочки постоянно кто-то выкручивал. Узкие лестницы стали опасным местом — здесь воры часто нападали на людей, блокируя пути отхода. В этом деле им помогали темные тамбуры между двумя рядами глухих дверей. В подъездах регулярно собирались подростки, страдающие от дефицита развлечений. Из-за всего этого жители новых постсоветских домов пытались скорее миновать это малоприятное пространство и оказаться дома, за железной дверью.
Бичом домов 90-х были ступени. Одна (почти обязательная) — до входной двери, еще пять или шесть — до лифта. Пандусы если и были, то под очень большим уклоном. Это осложняло жизнь маломобильным людям, многие из них, по сути, были заточены в своих квартирах.
В начале 2000-х ключи-«гвозди» сменились магнитными от домофона, курить в подъезде (и вообще) стало не модно, и мало-помалу места общего пользования перестали быть столь опасными.
О том, какими должны быть подъезды, прогрессивные застройщики вновь начали задумываться в середине нулевых. Остальные — только после кризиса 2014–2015 годов (до этого спрос прощал почти любые ошибки). В некоторых домах появились комнаты для консьержа, подобие колясочных, плитка на полу.
Как в подъезды вернулись интересные интерьеры
В 2005 году в городе появился первый клубный дом, в котором подъезд напоминал лобби отеля: стеклянные двери на фотоэлементах, всех встречает администратор, много места, галерея с витражными окнами, есть мягкая мебель, днем освещение естественное, а вечером включаются торшеры, бра и люстры. Подобные парадные холлы еще несколько лет были доступны только в домах премиального класса. Но сегодня они превращаются в стандарт качественной новостройки.
После двух веков архитектурных экспериментов мы вернулись к тому, что человеку всё же необходим не буфер, а уютное пространство, которое будет говорить: «Оставь все проблемы за порогом. Ты дома. Расслабься». Современный подъезд, по сути, — переосмысление двухвекового опыта многоквартирного домостроения.
Сегодня интерьеры выполняют согласно современным течениям в дизайне, зачастую вдохновляясь лобби модных европейских отелей. Пример — «Северный квартал» Брусники, в котором общественные пространства выполнены в скандинавском стиле. Спокойные тона подчеркнуты темными акцентами. Светлая мягкая мебель и портьеры создают домашнюю атмосферу. Многоуровневое освещение преображает пространство вечером, здесь хочется побыть подольше. Растения и декоративные панно отсылают к теме природы. Дополняет картину музыка.
По сути, в каждом подъезде квартала есть своя общественная гостиная, где приятно проверить корреспонденцию, побеседовать с соседом или взять со стеллажа для буккроссинга книгу и почитать, пока ждешь курьера или такси.
Конструктивизм дал им прозрачные и высокие входные группы. Жители видят, что происходит внутри подъезда и снаружи во дворе. Это дает чувство безопасности. Входные группы расположены на уровне земли, что удобно для маломобильных групп населения и родителей с малышами. Вход в подъезд по индивидуальным смарт-ключам. Домофон на входе в подъезд установлен в теплом тамбуре: гостям не нужно ждать открытия двери на улице. Для удобства в каждом подъезде есть просторные колясочные и велосипедные комнаты с доступом только для жителей.
Какие решения современные подъезды взяли из разных архитектурных стилей
Так современный подъезд стал не просто местом для встреч с соседями, хранения вещей и проверки корреспонденции, а настоящим продолжением квартиры — таким же уютным, теплым и дружелюбным.
Новые технологии подарили домам большие лифтовые кабины, где комфортно стоять рядом с соседями и перевозить крупногабаритные вещи. Также теперь можно спокойно оставлять коляски, велосипеды, самокаты и другой мини-транспорт в специальном пространстве на первом этаже — всё под охраной и видеонаблюдением.
Сталинский ампир в совокупности с европейским опытом дал сквозные проходы, которые связывают улицу и двор. Чтобы было чисто в коридорах, как в США, частично уложен ковролин. А за порядком в доме следит собственная сервисная компания.
Застройщик: общество с ограниченной ответственностью «Брусника. Специализированный застройщик». Продажи осуществляются в соответствии с законом РФ № 214 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости». Проектная декларация: «Северный квартал»: наш.дом.рф.