В такси появились новые камеры — что они снимают и зачем нужны
Постоянные клиенты такси наверняка заметили новые камеры в машинах, которые теперь приезжают на заказ. Внешне они чем-то похожи на видеорегистраторы, но съемка ведется не только по направлению движения (на дорогу), но и внутри салона — камера буквально «смотрит» на водителя и реагирует на его действия миганием или звуковыми сигналами. Что это за устройства, что они фиксируют, законно ли это и почему в одних такси они есть, а в других нет? Эти вопросы мы решили задать местному таксопарку и пообщаться с водителями такси.
Откуда взялись камеры в такси?
Чтобы выяснить всё о новых камерах, отправляемся туда, где их установили на машины, — в таксопарк «МоТоР 777» на Комсомольской, 73б. Этот парк — партнер агрегатора «Яндекс.Такси». В начале года он принял участие в тестировании новой разработки компании — камер безопасности SignalQ2.
— Наш парк изначально пошел по пути безопасной работы: у наших машин желтые номера, лицензия на осуществление деятельности от минтранса, мы проводим медицинские осмотры водителей перед рейсами, фотоконтроль личности в рейсе. И, когда появилась возможность еще больше повысить безопасность водителей и пассажиров, мы воспользовались ею и одними из первых установили камеры безопасности по предложению «Яндекс Такси».
Андрей Токмаков, директор таксопарка
Андрей Токмаков, директор таксопарка
Обычно проверить состояние водителя таксопарк может только лично — перед выходом машины в рейс. Как дальше себя ведет человек за рулем, раньше оставалось тайной. Судить о поведении водителя можно было только по отзывам пассажиров в приложении. Но это уже экстренная ситуация. По задумке камера безопасности SignalQ2 должна помочь их предотвратить.
Камера фокусируется на водителе: считывает его мимику, отслеживает положение головы, направление взгляда и состояние глаз. При этом она не записывает видео постоянно, а снимает лишь фрагменты от 10 секунд. В критических ситуациях, если водитель начинает засыпать или отвлекается, съемка длится до 30 секунд. Например, камера реагирует на частоту и длительность моргания. Она оповещает водителя световой индикацией и звуком о нарушении, чтобы помочь ему сконцентрироваться. Одновременно с этим начинается запись. Видео отправляются в облачный сервис, анализируются таксопарком и помогают понять реальную ситуацию, например, в случае ДТП.
Эффективность камеры при мониторинге сонливости подтвердили испытания в Лаборатории нейробиологии сна и бодрствования.
Камера фокусируется на водителе: считывает его мимику, отслеживает положение головы, направление взгляда и состояние глаз. При этом она не записывает видео постоянно, а снимает лишь фрагменты от 10 секунд. В критических ситуациях, если водитель начинает засыпать или отвлекается, съемка длится до 30 секунд. Например, камера реагирует на частоту и длительность моргания. Она оповещает водителя световой индикацией и звуком о нарушении, чтобы помочь ему сконцентрироваться. Одновременно с этим начинается запись. Видео отправляются в облачный сервис, анализируются таксопарком и помогают понять реальную ситуацию, например, в случае ДТП.
Эффективность камеры при мониторинге сонливости подтвердили испытания в Лаборатории нейробиологии сна и бодрствования.
На что реагирует камера безопасности SignalQ2?
Водитель часто зевает
У водителя закрываются глаза
Водитель не смотрит на дорогу
Водитель разговаривает по телефону
Водитель смотрит в телефон
Водитель курит в салоне
Водитель не пристегнут
Камера всегда снимает дорожное видео и видео из салона по желанию водителя
Если нарушения повторяются, то агрегатор может временно ограничить водителю доступ к заказам, пока он не отдохнет или не перестанет отвлекаться на посторонние вещи.
Водители часто спрашивают: «Вы нас постоянно видите и следите за нами?» Нет, к нам попадает только информация о нарушениях — 10-секундные ролики. Водителей, у которых нет проблем, мы можем за весь день ни разу не увидеть. Отвлечься на мгновение может каждый: на телефон взглянул, на девушку засмотрелся. Но если нарушений много, мы получаем сообщения, что водитель спит, можем позвонить и сказать ему: «Друг, поезжай отдохни».
Камера безопасности может снимать постоянно — если водитель сам включит запись, например, когда пассажир ведет себя неадекватно. И только в этом случае камера записывает видео со звуком. Такой ролик поможет водителю отстоять свою правоту, докажет, что он вел себя профессионально и не поддавался на провокации со стороны пассажира.
Вторая камера фиксирует ситуацию на дороге — как видеорегистратор, и в случае ДТП камера может одновременно записывать два видеоролика с обоих устройств. В этом случае можно будет обратиться к записям и выяснить точную причину инцидента.
Все эти меры дисциплинируют водителей — таксисты с камерами в машинах водят аккуратнее и реже нарушают правила сервиса. А это безопасность пассажира, автомобиля и самого водителя. За ответственный подход водители получают бонусы от «Яндекс.Такси». Таксисты, у которых камера не фиксирует нарушения, получают дополнительные баллы приоритета в заказах.
Вторая камера фиксирует ситуацию на дороге — как видеорегистратор, и в случае ДТП камера может одновременно записывать два видеоролика с обоих устройств. В этом случае можно будет обратиться к записям и выяснить точную причину инцидента.
Все эти меры дисциплинируют водителей — таксисты с камерами в машинах водят аккуратнее и реже нарушают правила сервиса. А это безопасность пассажира, автомобиля и самого водителя. За ответственный подход водители получают бонусы от «Яндекс.Такси». Таксисты, у которых камера не фиксирует нарушения, получают дополнительные баллы приоритета в заказах.
— Наш парк «МоТоР 777» получает приоритет в распределении заказов. Считаю, что данная практика «Яндекс.Такси» оправданна, те, кто добросовестно работает, выполняет требования законодательства о лицензировании, вкладывается в страховку для такси и несет иные многочисленные затраты для деятельности, обеспечивает безопасность водителей и пассажиров, достойны получать заказы первыми и в большем количестве.
Кому хорошо от камер безопасности?
Для водителей:
приоритет в заказах
приоритет в заказах
Для пассажиров:
высокая вероятность безопасной поездки
высокая вероятность безопасной поездки
Для таксопарка:
сохранность автомобилей
сохранность автомобилей
Исследования «Яндекс.Такси» показали: под прицелом камер водители стали чаще пристегиваться и меньше курить в салоне. А главное — бережнее относиться к автомобилю.
— Один из острых вопросов в нашей работе — вопрос аварийности. Содержание автомобилей и их ремонт — большая часть затрат. По нашим замерам, после установки камер аварийность снизилась. Водитель ведет себя аккуратнее за рулем, внимательнее. Его предупреждают, если он засыпает, это позволяет уберечь водителя от многих проблем.
Также мы работаем с водителями, если они нарушают правила, и такие нарушения постепенно сводятся к нулю. Каждый понимает: если его действия смогут потом оценить каким-то образом, он по-другому начинает вести себя.
Также мы работаем с водителями, если они нарушают правила, и такие нарушения постепенно сводятся к нулю. Каждый понимает: если его действия смогут потом оценить каким-то образом, он по-другому начинает вести себя.
Как работает устройство на дороге?
Чтобы проверить, как работают камеры безопасности, устроим небольшой эксперимент. Управляющий таксопарком «МоТоР 777» Михаил Постников согласился выступить в роли «недобросовестного водителя».
— Чтобы лучше понимать водителей, я и сам часто выезжаю в рейс: знаю, с какими сложностями им приходится сталкиваться. Правда, вожу я аккуратно, и на меня камера обычно не реагирует. А кому-то она действительно помогает. Кто-то устает в конце рабочего дня — камера подскажет, что пора закругляться.
Михаил Постников, управляющий таксопарком «МоТоР 777»
— Чтобы лучше понимать водителей, я и сам часто выезжаю в рейс: знаю, с какими сложностями им приходится сталкиваться. Правда, вожу я аккуратно, и на меня камера обычно не реагирует. А кому-то она действительно помогает. Кто-то устает в конце рабочего дня — камера подскажет, что пора закругляться.
Михаил Постников, управляющий таксопарком «МоТоР 777»
Ради эксперимента Михаил специально встал пораньше и отработал утренний час пик с его пробками и большим числом заказов, чтобы выглядеть уставшим. Начинаем тест. В аннотации говорится, что камера считывает множество точек на лице, которые говорят об усталости. В «исследовательских целях» наш водитель отводит глаза от дороги — делает это на пустом участке и на очень маленькой скорости. Три секунды — и камера загорается красным и издает сигнал. Отлично. Теперь Михаил зевает. Утренняя смена все-таки дает о себе знать. Техника считывает количество морганий и их длительность, отмечает зевки и закрытые глаза — всего она получает информацию с 60 точек на лице водителя. Датчики срабатывают: снова загораются лампочки и снова громкий звук. После такого водитель точно проснется.
Теперь время для телефонного разговора. Признайтесь, очень раздражает, когда водитель обсуждает личные дела во время поездки. А еще это сильно отвлекает его от дороги. Михаил решил позвонить другу, несколько минут мужчины общаются. Камера реагирует сразу же: теперь сигнал на табло другого цвета — другое нарушение, и снова звуковой сигнал. Водитель не реагирует и продолжает общение. Сигнал звучит еще несколько раз, а информация о нарушении тем временем отправляется в облачный сервис.
Теперь время для телефонного разговора. Признайтесь, очень раздражает, когда водитель обсуждает личные дела во время поездки. А еще это сильно отвлекает его от дороги. Михаил решил позвонить другу, несколько минут мужчины общаются. Камера реагирует сразу же: теперь сигнал на табло другого цвета — другое нарушение, и снова звуковой сигнал. Водитель не реагирует и продолжает общение. Сигнал звучит еще несколько раз, а информация о нарушении тем временем отправляется в облачный сервис.
А в офисе все проступки таксиста как на ладони. Система неумолима — водитель хочет спать, много разговаривает по телефону, еще и не пристегнут.
Будь это настоящий водитель на настоящем заказе, его бы ждал серьезный разговор с руководством.
«С камерами повышается безопасность и водителей, и пассажиров. Я сам, к примеру, зная, что в автомобилях конкретного агрегатора стоят камеры, скорее выберу именно этот сервис для перевозки своих близких. Ведь безопасность — это главное в поездке».
Андрей Токмаков, директор таксопарка
«С камерами повышается безопасность и водителей, и пассажиров. Я сам, к примеру, зная, что в автомобилях конкретного агрегатора стоят камеры, скорее выберу именно этот сервис для перевозки своих близких. Ведь безопасность — это главное в поездке».
Андрей Токмаков, директор таксопарка
Таксопарк «МоТоР 777» приглашает водителей для работы на автомобилях парка для совместного создания безопасной среды в городе.
Записаться на собеседование можно по телефону
+7 (343) 213-3-212.
Записаться на собеседование можно по телефону
+7 (343) 213-3-212.
Этап тестирования камер безопасности завершился. В планах «Яндекс.Такси» оборудовать новыми устройствами более 20 000 машин. Кстати, установить такую камеру можно как в легковых, так и в грузовых авто или специальной технике. Устройства будут полезны и логистическим операторам — камеру не нужно интегрировать с транспортом или собственными сервисами компании.
Камеры SignalQ2 уже используются в таксопарках «Яндекс.Такси» и автобусных парках в Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Сочи и Самаре и даже на международных рынках. Для таксопарков «Яндекс.Такси» действуют специальные условия на использование камер.
Камеры SignalQ2 уже используются в таксопарках «Яндекс.Такси» и автобусных парках в Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Сочи и Самаре и даже на международных рынках. Для таксопарков «Яндекс.Такси» действуют специальные условия на использование камер.