В Екатеринбурге не так много частных производств, которые смогли пережить лихие 90-е, несколько кризисов и агрессивную конкуренцию на рынке большого Урала. Речь не про государственные заводы, а именно про небольшие бизнесы, которые выросли в серьезные производства, которые взяли своё начало ещё в советское время и остались в эфире в новом десятилетии миллениума. Мы побывали на одном из таких производств — бывшей фабрике «Гранит», которая сменила имя, «отформатировала» производственную линию и осмелилась напомнить, что уральская продукция ничуть не хуже западных аналогов и готова к новым вызовам мирового рынка.
С чего начиналось производство?
В конце 80-х годов на Сортировке было запущено производство мебели «Гранит»: в небольшом цехе на Семи Ключах начали делать кухонные гарнитуры. Продавали их через розничные магазины, в том числе и первый в городе «Кировский» на Сиреневом бульваре. Продукция пользовалась спросом и, кстати, не только на Урале.
Вслед за мебелью, уже в середине 90-х, руководство «Гранита» решило расширить производство. Под его нужды даже построили здание из красного кирпича на ул. Технической.
Выпускали здесь двери, причём премиального класса. Никто тогда и не думал, что именно это направление окажется самым перспективным и позволит фабрике пережить кризисные времена.
Уральские двери начали продавать в столице и в 16 регионах страны. В 2000-х «Гранит» покорил несколько международных выставок, в том числе MosBuild в Москве и BATIMAT в Париже (это весьма респектабельная выставка в мире дизайна, строительства и интерьера).
Европа была приятно удивлена качеством уральских дверей. Даже была такая история: один из местных производителей поспорил, что двери «Гранита» пластиковые. Аргумент у него был железный: «Добиться такого качества обработки древесины почти невозможно». Производителю пришлось распилить одну дверь, чтобы доказать, что это дерево, а не пластик. Это была оглушительная победа.
Как «Гранит» превратился в ZENIO?
Ранее Игорь Усенко просто привносил что-то новое в каждый процесс фабрики и представлял продукцию на международных выставках. А осенью 2019 года он принял решение о модернизации производства, придании легендарному предприятию современного образа, разработке новых моделей дверей — со скрытым монтажом, и расширении ассортимента.
В прошлом году он взялся за модернизацию производства, нашёл инвестора, вернул рабочих в цеха. И предприятие, которое в 90-е годы гремело на всю страну, заработало под новым брендом ZENIO.
Основной профиль компании — по-прежнему двери премиального класса, но уже современные, с новым дизайном — как раз для глянцевых проектов, которые будто только что сошли с обложек модных дизайнерских изданий про интерьеры.
Игорь Усенко, директор ZENIO
Бренд «Гранит» уже не соответствовал времени и не совсем вписывался в современные реалии. Поэтому я решил сделать всё возможное, чтобы оно стало ещё лучше: нашел инвесторов, рассказал, что предприятие отличное, есть квалифицированные кадры, но требуется модернизация. Идея им понравилась. И уже вместе мы стали разрабатывать новый фирменный стиль, искать и закупать оборудование. Часть старого заменили на станки с ЧПУ, докупили несколько новых, например, в мебельный цех.
„
Так фабрика из 90-х стала современным технологичным производством ZENIO. Прошло чуть больше полугода, и новый бренд уже нашёл своих ценителей, его стали узнавать, им начали активно интересоваться дизайнеры интерьеров в стране и в мире. Появились заказы в городе, области и в северных регионах России. ZENIO даже успел поучаствовать в международной выставке 100+ Forum Russia. Для обновленного производства это был довольно рискованный шаг, но он увенчался успехом — компания получила крупный международный заказ.
Как сейчас выглядит производство?
На фабрике ZENIO дверь проходит весь путь от обычной доски до готового продукта, сравнимого с произведением искусства.
Всё начинается с леса. Традиционно для производства дверей здесь выбирают хвойные породы дерева, причем именно на местных уральских делянках.
Реже используют лиственные породы — бук или ясень. Сперва доску загружают в камеры — на сушку и оставляют там минимум на 2 недели. Когда из сушки забирают готовое сырье — по всей фабрике пахнет деревом. Даже те, кто уже не один десяток лет работает здесь, вдыхают полной грудью, чтобы насладиться ароматом.
После этого доска поступает в цех обработки, где из неё делают ламели — неширокие бруски разной длины. Из них собирают щиты, которые потом отправляют в цех сборки, чтобы там сделать заготовку двери.
После этого доска поступает в цех обработки, где из неё делают ламели — неширокие бруски разной длины. Из них собирают щиты, которые потом отправляют в цех сборки, чтобы там сделать заготовку двери.
Игорь Усенко, директор ZENIO
К каждому заказу мы подходим сугубо индивидуально. И, если у нас не представлена какая-то модель, которая нужна человеку, он может предложить свой вариант. Легко сделаем нестандартные двери по высоте, ширине и рисунку. Таким образом, любой продукт, который мы выпускаем, уникален.
„
После этого дверь отправляется на шлифовку. Её уже делают вручную. Крупные детали — машиной, а мелкие уже непосредственно руками — наждачной бумагой. Как говорит Игорь, такого качества, прогнав через станок, не добиться. Поэтому, несмотря на сверхточные станки с ЧПУ, ручной труд на фабрике особенно ценится.
Потом двери отправляются в малярный цех. Там их грунтуют, а когда грунт высыхает, снова шлифуют. После этого дверь на ощупь как сатин или шелк. Только после этого всё отправляется на покраску. Она занимает 3 дня. А потом уже можно ставить фурнитуру, в основном она от итальянского бренда Morelli, и отправлять в упаковочный цех. Там на новом оборудовании партия дверей заботливо запечатывается в фирменную коробку. Чтобы выполнить один заказ по дверям, специалистам ZENIO потребуется от 30 до 45 рабочих дней.
А что производят, кроме дверей?
После модернизации производства стали делать двери не только из массива, но и из МДФ со скрытыми петлями и покрытием из шпона или эмали. Кроме того, на фабрике ZENIO стали выпускать умные скамейки, игровые комплексы, качели, песочницы и другие малые архитектурные формы для дворов и парков.
Всё это делают из лиственницы. Притом также выбирают сырьё местных производителей, в частности, с севера области. Сейчас компания делает тестовые образцы, чтобы пройти сертификацию. Вскоре все необходимые разрешения будут получены. Параллельно ZENIO принимает заказы на проектировку МАФов. Чтобы изготовить полный комплект, необходимо 60 рабочих дней.
Игорь Усенко, директор ZENIO
Мы делаем все МАФы из местных лиственниц, так как это экологичный материал, который не только хорошо смотрится, но и сохраняет свои свойства и внешний вид на долгие годы. Ему не страшны ни морозы, ни осадки, ни палящее солнце. Тем более что поверхности с разными характерами воздействия мы покрываем разными материалами. Маслом — элементы, которые подвергаются механическим воздействиям. Например, сиденья лавочек. А полиуретановым лаком — элементы декора. Например, стойки беседки.
„
Одна из фишек ZENIO — умные скамейки. Это не просто удобное место для отдыха, а настоящий гаджет.
В различных комплектациях есть встроенные bluetooth-колонки, проводные и беспроводные зарядки, фонари на солнечных батареях с датчиком движения и Wi-Fi-передатчиком.
Большим спросом такие скамейки пользуются в регионах. В основном их устанавливают в парках и скверах. При этом самые популярные функции — это зарядки для телефонов и встроенные фонари.
Где найти продукцию ZENIO?
С момента запуска обновлённого производства прошло чуть меньше года, а компания уже открыла фирменный магазин в одном из лучших мебельных центров города — в WOWHOUSE. Здесь можно увидеть не только популярные модели дверей, но и примеры мебели и стеновых панелей, которые также производит ZENIO. Причем даже элементы декора магазина сделаны из дерева. Хотя на первый взгляд кажется, что витрины-кубы собраны из швеллеров.
Игорь Усенко, директор ZENIO
Производство панелей и мебели — не основное для нас. Поэтому мы не делаем особого акцента. Но, если клиенту требуется выполнить всё в едином стиле, мы не откажем. Тем более что при восстановлении производственной базы мы закупили новое оборудование и для мебельного цеха.
„
Ещё одна фишка магазина — мультимедийный стенд. На него можно загрузить изображение стены, куда будет монтироваться дверь. И с помощью конструктора подобрать дизайн полотна, наличника и фурнитуры. Всё это позволяет увидеть дверь, которая понравилась, в натуральную величину у себя дома.
Сейчас спросом в магазине пользуются не только классические двери из массива, но и из МДФ. Благодаря весу материала можно сделать нестандартные полотна скрытого монтажа до 4 метров высотой. Именно такой конфигурации мы делаем двери для международного заказа. Особенным спросом пользуется модель Invisible — дверь скрытого монтажа под покраску. В интерьере её выдает только фурнитура.
Classic
Коллекция Classic — это высококачественные материалы и производственный процесс, который тщательно контролируется на каждом этапе
Modern
Коллекция Modern — это идеальное сочетание цельноламельного массива древесины с лёгкостью современного дизайна
Line
Двери из коллекции Line — это уникальные изделия для создания авторского интерьера. Для этой коллекции характерны минималистичные линии, актуальные цвета и отделка, современные материалы
Invisible
Двери Invisible — это актуальный минималистичный дизайн. Благодаря скрытому монтажу двери выровнены с плоскостью стены и становятся практически невидимыми
Фабрика дверей и мебели ZENIO доказала, что даже небольшие производства важно вовремя модернизировать, а ребрендинг — это глоток свежего воздуха для любой компании.