Как уральцам зарабатывать на продажах, не имея своего магазина, склада и доставки
Вынужденная самоизоляция лишила магазины и небольшие производства Екатеринбурга стабильных заказов и покупателей. Кто-то потерял большую часть своих клиентов, а кто-то и вовсе закрыл торговлю до особого распоряжения губернатора. Тонны товара лежат непроданными, производства на паузе, ни о какой прибыли речи уже не идёт, выжить бы. Так ситуация выглядит для тысяч уральских бизнесменов. Но есть и те, кто нашел способ не просто сохранить, но и расширить бизнес в новых условиях. Они выходят в онлайн и продают свои товары. На выручку малому бизнесу пришли крупные e-commerce игроки, которые организуют трафик и логистику, обеспечивают складские помещения и клиентский сервис.
Это маркетплейсы — площадки, на которых продавец сам размещает свои товары, сам устанавливает цены и сам управляет своим бизнесом. Один из крупнейших маркетплейсов России — Ozon. Там товары уральцев становятся доступны миллионам клиентов по всей России и зарубежью.
Что такое маркетплейс, как начать с работать с Ozon, надо ли для этого быть большим брендом, иметь огромные бюджеты и насколько это выгодно — на личном опыте объяснил уральский бизнесмен.
Большую часть своей жизни Юрий занимается бизнесом. Прошел лихие 90-е, кризисные нулевые. Как принято говорить, были у него и взлёты, и падения. Например, в 2011 году его склад — тогда наш герой занимался углем для очистительных фильтров — сгорел вместе со всей продукцией.
В 2014 году Юрий занялся производством иван-чая. Началось довольно банально — предложили купить сломанное оборудование для сушки растений. Сработал внутренний девиз, усвоенный еще во времена учебы в УПИ: «Железяка должна работать». Спонтанная покупка открыла для Юрия новое хобби. Консультировался с другом в НИИ биотехнологии и наноматериалов Лесотехнического университета. Бизнесмен досконально изучил вопрос и сегодня, как сам признается, может с лекцией о пользе иван-чая выступить на любой научной конференции.
В 2014 году Юрий занялся производством иван-чая. Началось довольно банально — предложили купить сломанное оборудование для сушки растений. Сработал внутренний девиз, усвоенный еще во времена учебы в УПИ: «Железяка должна работать». Спонтанная покупка открыла для Юрия новое хобби. Консультировался с другом в НИИ биотехнологии и наноматериалов Лесотехнического университета. Бизнесмен досконально изучил вопрос и сегодня, как сам признается, может с лекцией о пользе иван-чая выступить на любой научной конференции.
«Из семи рынков сбыта я потерял пять, но сохранил объемы»
Юрий Шаболин, предприниматель
Понял: то, что пил раньше, и чаем-то не было. А сегодня каждый день — по четыре чашки иван-чая. Вся семья, все знакомые у меня пьют, и никаких зараз и болезней! Потому что в нем много витамина С, полезных веществ, которые являются природными антисептиками.
„
Юрий Шаболин, предприниматель
В планах было поставить хобби на коммерческие рельсы. Юрий начал продавать чай оптовым покупателям, которые фасовали продукт и предлагали его под своим брендом в три раза дороже. Увидев такие цены, уралец решил сам заняться розницей: продавал чай в магазины здорового питания, кофейни. Параллельно расширил ассортимент. «Железяка должна работать» круглый год, а не простаивать месяцами в ожидании сезона. Так, оборудование для сушки стало производить чипсы и цукаты из фруктов и овощей. Родилась торговая марка «Русская классика».
Натуральные перекусы стали продавать в автоматах в офисах, терминалах уральских аэропортов, они шли на ура в фан-зоне во время чемпионата мира по футболу. Но Юрий, как опытный предприниматель, все время искал новые рынки сбыта: осенью прошлого года впервые рискнул выйти на маркетплейсы — раньше это делал один из его оптовых покупателей. Но уралец решил продавать там свой товар под своим брендом. И, как показала самоизоляция, не зря.
Натуральные перекусы стали продавать в автоматах в офисах, терминалах уральских аэропортов, они шли на ура в фан-зоне во время чемпионата мира по футболу. Но Юрий, как опытный предприниматель, все время искал новые рынки сбыта: осенью прошлого года впервые рискнул выйти на маркетплейсы — раньше это делал один из его оптовых покупателей. Но уралец решил продавать там свой товар под своим брендом. И, как показала самоизоляция, не зря.
Сегодня из семи рынков сбыта я потерял пять: кафе, аэропорт, магазины, аппараты со снеками и оптовых покупателей. На время или навсегда — не знаю. Но в марте-апреле, потеряв клиента на других рынках, я компенсировал это на маркетплейсах: по объемам сохранил показатели. Общаюсь со знакомыми предпринимателями — они потеряли 90–100% сбыта, они в шоке и трансе, вообще не понимают, что дальше делать. А на Ozon продажи идут, можно самостоятельно анализировать и регулировать цены.
„
Юрий Шаболин, предприниматель
Чтобы начать работу с Ozon, Юрий отправился на специальную платформу. Там будущие и действующие партнеры маркетплейса могут найти ответы на любые вопросы и инструкции для старта и последующей работы на площадке. Предприниматель из Екатеринбурга отправил все необходимые документы и зарегистрировался как продавец. Это заняло пару недель.
При регистрации в разделе «Документы компании» личного кабинета нужно загрузить следующие документы:
Для юридических лиц:
- Свидетельство ОГРН (или лист записи ЕГРЮЛ)
- Свидетельство ИНН
- Устав компании с отметками налогового органа о регистрации
- Решение или приказ о назначении генерального директора
- Свидетельство ОГРНИП (или лист записи ЕГРИП)
- Свидетельство ИНН
- Паспорт
Что такое маркетплейс?
Маркетплейс — электронная торговая площадка с участием различных продавцов. Производители и закупщики могут самостоятельно размещать свои продукты и создавать отдельные витрины с доступными, а маркетинговые процессы в свою очередь обрабатывают заказы и обеспечивают трафик и логистику.
Для покупателей маркетплейс — возможность покупать товары разных категорий в одном месте. Так, на OZON более 5 млн товарных наименований. Эта цифра растет ежедневно благодаря выходу на рынок новых предпринимателей. Сейчас на площадке уже больше 10,5 тысячи продавцов, несколько сотен из них — уральские бизнесмены. Для продавцов маркетинг — возможность представить продукцию лояльной аудитории по всей стране, но при этом не думать о логистике и привлечении трафика.
Для покупателей маркетплейс — возможность покупать товары разных категорий в одном месте. Так, на OZON более 5 млн товарных наименований. Эта цифра растет ежедневно благодаря выходу на рынок новых предпринимателей. Сейчас на площадке уже больше 10,5 тысячи продавцов, несколько сотен из них — уральские бизнесмены. Для продавцов маркетинг — возможность представить продукцию лояльной аудитории по всей стране, но при этом не думать о логистике и привлечении трафика.
Маркетплейс Ozon
3,5
млн
уникальных посетителей в день
>200 000
заказов
по всей России в день
6500
Доставка в
населенных пунктов
52 000
покупателей
в день в крупнейшем ТРЦ Екатеринбурга
Для сравнения:
— На сайте подробно расписан каждый шаг. В личном кабинете нужно было указать: кто такой, где родился, где крестился, ИП, рассказать о продуктах, загрузить их фото и указать цены. После этого мои товары ушли на модерацию. Это заняло три дня. Да, было не всегда просто. Возникали вопросы по ходу работы, но мне кажется, это случается в любом деле, — делится Юрий.
Больше всего сложностей было связано с заполнением форм и бланков — как признается бизнесмен, ошибки возникали из-за «богатства русского языка» или собственной невнимательности. В подобной ситуации надо просто набраться терпения и следовать инструкциям маркетплейса либо написать в службу поддержки в личном кабинете продавца. Также можно посмотреть вебинары от Ozon. Юрий же ничего страшного в возникающих сложностях не увидел.
Больше всего сложностей было связано с заполнением форм и бланков — как признается бизнесмен, ошибки возникали из-за «богатства русского языка» или собственной невнимательности. В подобной ситуации надо просто набраться терпения и следовать инструкциям маркетплейса либо написать в службу поддержки в личном кабинете продавца. Также можно посмотреть вебинары от Ozon. Юрий же ничего страшного в возникающих сложностях не увидел.
Сейчас Ozon максимально освободил его от бумажной работы: все необходимые документы и информация есть в личном кабинете продавца, нужно лишь распечатать. Хотя на днях бизнесмен перепутал документы для двух заказов. При отгрузке прямо на складе выручил специалист Ozon, который принимал товары, — просто напечатал правильный вариант и отправил груз в отдел доставки.
Как начать продавать на Ozon
На странице seller.ozon.ru нажмите кнопку
Начните продавать
Начните продавать
01
Создайте учетную запись
02
Загрузите документы компании
03
Выберите логистическую схему
06
Загрузите товары в систему
05
Принять оферту
04
Прочитайте и примите оферту
Сейчас работа с Ozon у Юрия отлажена до мелочей. Постепенно он увеличил количество товаров до 44. Днем он загружает фото и описание новой позиции, а в течение суток она оказывается на его странице.
Ozon регулярно предлагает предпринимателю участвовать в акциях — Юрий не отказывается. Для этого нужно сделать всего два клика в личном кабинете, а продажи идут еще лучше. Акция — тематическая подборка товаров, которые продаются со скидкой. Ozon выводит их в топ, а потенциальные покупатели сразу видят интересные предложения по привлекательным ценам. Хотя участие в акциях — личное дело каждого продавца.
Во время регистрации каждый продавец выбирает логистическую схему: с собственного склада или со склада Ozon.
Ozon регулярно предлагает предпринимателю участвовать в акциях — Юрий не отказывается. Для этого нужно сделать всего два клика в личном кабинете, а продажи идут еще лучше. Акция — тематическая подборка товаров, которые продаются со скидкой. Ozon выводит их в топ, а потенциальные покупатели сразу видят интересные предложения по привлекательным ценам. Хотя участие в акциях — личное дело каждого продавца.
Во время регистрации каждый продавец выбирает логистическую схему: с собственного склада или со склада Ozon.
Логистические схемы
Продажа со склада Ozon
Продажа со своего склада
Юрий пока решил работать со своего склада: ему есть где хранить продукцию. Когда на товар приходит заказ, бизнесмен получает оповещение в личном кабинете продавца. Теперь в течение 24 часов нужно привезти свой товар в пункт приема. В Екатеринбурге он находится на улице Альпинистов. Дальше работает логистика Ozon: маркетплейс уже отвозит товар покупателям по всей стране.
Дважды в месяц мне приходит оплата заказов. Я уже не отслеживаю это, я точно знаю, что конкретного числа придут деньги, не нужно звонить, как раньше, в магазины и спрашивать: как продается товар, сколько продали. В этом плане голова ничем не занята. Даже не отслеживаю, не считаю. Я не знаю, кто там платит: роботы или нет... Но система отлажена.
„
Юрий Шаболин, предприниматель
Как формируется доход продавца
Доход продавца
=
Для удобства продавцов Ozon создал калькулятор комиссии — с его помощью легко узнать размер комиссии маркетплейса для конкретного товара.
Цена товара
Комиссия за продажу
Стоимость доставки
Стоимость доп. услуг
Работа на крупной площадке требует постоянного анализа продаж и быстрой реакции на изменения. Например, Ozon время от времени пересматривает условия сотрудничества с продавцами. Недавно маркетплейс изменил размер своей комиссии. И продавать дешевые товары стало невыгодно. Тогда Юрий решил объединять их в наборы. За комплект из 3–4 позиций он платит ту же комиссию и сокращает затраты на доставку.
Юрий работает с Ozon лишь полгода, за это время благодаря аналитике в личном кабинете продавца отслеживает самые популярные товары. Гранулированный иван-чай, апельсиновые и яблочные чипсы, подарочные наборы — топовые позиции. А есть товары, которые за это время не купили ни разу. Вся аналитика продаж доступна продавцу в личном кабинете на странице seller.ozon.ru. Конкретные показатели позволяют рационально планировать производство. Со временем бизнесмен планирует изменить схему работы с маркетплейсом — воспользоваться их складом. Тогда не нужно будет самому передавать каждый заказ в пункт приема для последующей доставки Ozon по всей России. Осталось лишь определиться с количеством позиций — чтобы не держать на складе лишнего.
Юрий работает с Ozon лишь полгода, за это время благодаря аналитике в личном кабинете продавца отслеживает самые популярные товары. Гранулированный иван-чай, апельсиновые и яблочные чипсы, подарочные наборы — топовые позиции. А есть товары, которые за это время не купили ни разу. Вся аналитика продаж доступна продавцу в личном кабинете на странице seller.ozon.ru. Конкретные показатели позволяют рационально планировать производство. Со временем бизнесмен планирует изменить схему работы с маркетплейсом — воспользоваться их складом. Тогда не нужно будет самому передавать каждый заказ в пункт приема для последующей доставки Ozon по всей России. Осталось лишь определиться с количеством позиций — чтобы не держать на складе лишнего.
Дополнительные возможности Ozon
Аналитическая платформа
Ozon поможет с рекламой и продвижением
02
03
Ozon сформирует отчеты по продажам. Маркетолог больше не нужен!
01
Маркетинговые инструменты
Специальные займы
Продавец может получить заём от Ozon, чтобы избежать кассового разрыва, расширить ассортимент
Маркетплейс дает продавцам возможность развивать бизнес внутри площадки
Рынок электронной коммерции в последние годы в России показывает колоссальный рост. За последние пять лет его объем удвоился. Но заводить собственный онлайн-магазин, приводить туда трафик, держать в штате маркетолога и таргетолога, организовывать доставку сложно и дорого. В этом случае маркетплейс позволяет торговать в Сети, причем продавать товары по всей стране без существенных затрат. Ozon — это возможность сохранить обороты и завоевать новые рынки даже в условиях самоизоляции.
ООО «Интернет решения», юридический адрес: 123112, г. Москва, Пресненская наб., д. 10, эт. 41, пом. I, комн. 6, ОГРН 1027739244741