Не каждому уральцу выдаётся случай попасть на металлургический завод, продукцию которого знают во всём мире. Этим летом в производственных цехах завода «ВИЗ-Сталь» побывали настоящие художники: студенты, выпускники и преподаватели архитектурного университета. Им предложили запечатлеть завод в моменте. Место, героев и сам процесс они выбирали сами. Что из этого вышло, кто попал на полотна уральцев и почему эту практику студенты и преподаватели вуза запомнят надолго — об этом наш проект.
История в деталях:
зачем советские художники рисовали заводы?
Идея запечатлеть производственный процесс на холстах появилась не на пустом месте. «ВИЗ-Сталь» — преемник одного из старейших заводов Екатеринбурга, Верх-Исетского. В архивах современного предприятия сохранилось много свидетельств о почти 300-летней истории производства на берегу уральского пруда.
Музейные фонды завода хранят немало полотен с производственной тематикой.
Музейные фонды завода хранят немало полотен с производственной тематикой.
В советское время этот жанр живописи был очень популярен. Художники начали рисовать заводы и заводчан в 30-е годы прошлого века — во времена тотальной индустриализации страны. В 70-е и 80-е годы такое творчество и вовсе поставили на поток. На предприятия приходили целые десанты. Студенты художественных вузов, состоявшиеся художники создавали свои произведения прямо в цехах.
Были такие десанты и на Верх-Исетском заводе. Советские художники запечатлели непростые условия труда свердловчан. На картинах можно увидеть открытые плавильные печи, откуда вырываются языки пламени. Вот рабочие вручную сортируют листы стали или работают клещами с раскаленным металлом.
Среди авторов — именитые художники, чьи полотна есть в фондах Третьяковки. Но в те времена мастера обычно дарили свои работы заводам.
На «ВИЗ-Стали» решили показать картины своим работникам и общественности. Но подумали: почему бы не показать на контрасте сегодняшний день завода? Так и родилась идея пригласить на производство новый художественный десант, который создаст новый образ человека труда.
На «ВИЗ-Стали» решили показать картины своим работникам и общественности. Но подумали: почему бы не показать на контрасте сегодняшний день завода? Так и родилась идея пригласить на производство новый художественный десант, который создаст новый образ человека труда.
Возрождение традиций:
на производство с кистями и красками
В 90-е годы искусство отошло от социального реализма: люди устали от темы. Такие работы чаще всего были продиктованы идеологией. Поэтому традиция художественных десантов сошла на нет, а жанр производственного пейзажа незаслуженно забыли.
Но сегодня тенденции меняются, человек труда очень важен. Завод же захотел поднять престиж рабочих специальностей, вокруг которых до сих пор много стереотипов. Искусство должно было помочь создать новый образ заводчанина и передать современное состояние рабочих профессий.
Идея возродить сотрудничество художников и производства явно витала в воздухе. «ВИЗ-Сталь» обратилась в архитектурно-художественный университет с приглашением для студентов и преподавателей написать картины о современном заводе.
Оказалось, что некоторые педагоги помнили традиции художественных десантов, и университет с удовольствием откликнулся на предложение. Для художников это была уникальная возможность отточить мастерство и познакомиться с новой, но важной темой.
Елизавета Нетреба,
— Художник отражает современность, то, где он живет. А наш регион промышленный, поэтому мы должны показывать нашего современника, нашего героя.
член Союза художников России, старший преподаватель кафедры станковой живописи УрГАХУ
„
Алексей Лопато,
— Надо возрождать эту традицию. Пока работает промышленность, народ живет, нет промышленности и сельского хозяйства народ вымирает. Это начинание очень удачное и правильное. Надо поднимать статус рабочего человека, чтобы он становился героем, потому что он и есть герой.
член Союза художников России, профессор кафедры рисунка УрГАХУ
„
В июле 2019 года на завод с экскурсией пришли 20 молодых художников. Студенты всех курсов, недавние выпускники университета, педагоги и уже состоявшиеся мастера. Для них провели обзорную экскурсию, познакомили их с производством. Многие, прожив всю жизнь в Екатеринбурге, не знали, чем занимается завод на берегу Верх-Исетского пруда.
Сегодня «ВИЗ-Сталь» входит в пятёрку крупнейших мировых производителей трансформаторного проката – одного из самых сложных видов металлопродукции . Продукция идет на экспорт в 37 стран мира. Среди прочего ее использовали при строительстве Большого адронного коллайдера.
Сегодня «ВИЗ-Сталь» входит в пятёрку крупнейших мировых производителей трансформаторного проката – одного из самых сложных видов металлопродукции . Продукция идет на экспорт в 37 стран мира. Среди прочего ее использовали при строительстве Большого адронного коллайдера.
Художников провели по всему заводу: от основного цеха — цеха холодной прокатки, где выпускают трансформаторную сталь, до вспомогательного производства, газового цеха и цеха очистки промышленных стоков. Там, к слову, действует первая в истории мировой черной металлургии безотходная система водного хозяйства.
Валерий Костин,
Многие студенты впервые попали на производство. Масштабы деятельности завода, мощь и красота цехов, современные агрегаты их настолько впечатлили, что делать наброски будущих картин ребята начали прямо во время экскурсии.
член Союза художников России, доцент кафедры станковой живописи УрГАХУ
„
Каждый художник мог сам выбрать сюжет для своей картины, который ему хотелось изобразить. Они делали фотографии, этюды, чтобы потом в течение нескольких месяцев превратить увиденное в настоящие произведения искусства. В середине осени художники представили более 20 работ. Среди них виды завода, станки, цеха, лаборатории, а главное люди, сегодняшние металлурги «ВИЗ-Стали».
«Цех холодного проката Стан-1200»
Эту картину нарисовала студентка четвертого курса Марина Гилева. Раньше она ничего не слышала про трансформаторную сталь и никогда не была на заводе. Но предложению пройти там практику обрадовалась. До этого рисовала классику: пейзажи, портреты и натюрморты. Здесь же ее ждали новые впечатления.
Марина Гилева,
— Завод — очень впечатляющее зрелище. Большие масштабы техники, ты как будто в фантастическом фильме про будущее. Обычно на картинах с завода изображают суровых бородатых мужиков, которые ворочают тяжести, брутальных, с косой саженью в плечах, с грязными лицами.
студентка 4-го курса факультета станковой живописи УрГАХУ
„
На самом деле это очень интеллигентные и образованные люди, вежливые и приятные в общении. Для картины я выбрала стан-1200, потому что там есть контакт рабочих и станка. Для меня в картине всегда важно передать людей и их движения, их взаимоотношения. И станок очень красив по цвету: желтый свет, розовые отблески на полу. А рабочие удивлялись, что место, где они работают, такое красивое. Раньше они этого не замечали.
«Оператор реверсивного стана»
Эта картина одно из двух полотен, что создали супруги Елизавета Нетреба и Руслан Саржанов. Производство они рисуют не впервые, поэтому легко смогли определиться с сюжетом.
Руслан Саржанов,
— Мы зашли в операторскую и увидели что-то космическое: сталь, мониторы. Всё такое современное, новое оборудование, это и заинтересовало. А у человека на картине в тот день вообще была первая смена на этом месте.
член Союза художников России
„
Специалист, работавший до него, при нас пошел на повышение — так работает социальный лифт. Вообще, у людей, которые работают на предприятии, абсолютно особый тип лица. Они отличаются суровостью, но они и более одухотворенные, их интереснее рисовать.
«Геркулес». Кузнецов М. С.
Героем картины «Геркулес» стал шлифовщик Сергей Наймушин. А романтичное название полотно получило в честь станка, где шлифуется профиль валка. Кстати, немецкая установка и ее оператор появились на «ВИЗ-Стали» одновременно в 2011 году, с тех пор и трудятся вместе. Мужчине нравятся сменный график, стабильная зарплата и сама работа. Художник застал его за делом. На полотно даже попали искры, которые высекаются при шлифовке металла.
Сергей Наймушин,
— Во время работы меня просто попросили постоять и сфотографировали, а недавно показали конечный результат. Отлично, мне нравится, и жена обрадовалась. Даже захотела такую картину домой.
шлифовщик «ВИЗ-Стали»
„
«На смене». Саржанов Р. Ж., Нетреба Е. С.
Для картины «На смене» машинисту крана Ольге Черничук пришлось впервые попробовать себя в роли модели. На «ВИЗ-Стали» она работает уже восемь лет, с помощью производственного крана перемещает металл, грузит его в машины и вагоны. В тот день ей вместе с коллегами пришлось позировать перед художниками.
Ольга Черничук,
— Нам сказали: «На картине будет казаться, что вы идете на работу. Весело, с улыбками». Хотя в том направлении мы с работы, наоборот, выходим. Но, вообще, именно так и ходим. Почему не улыбаться-то? Работа нравится, коллектив у нас хороший.
машинист крана
„
На картине художникам удалось передать характеры: Артем и Коля — спокойные, а я всегда улыбаюсь. Но главное видно, что люди реально работают на заводе, а не притворяются, не нарядились специально для этого.
Созданы из стали
выставка картин в Екатеринбурге
19 ноября картины, созданные на заводе «ВИЗ-Сталь», впервые представили общественности. Коллекция получила название «Созданы из стали», а выставку провели на финале федерального конкурса профессионального мастерства «Славим человека труда!».
Тема арт-проекта уральского завода удачно вписалась в государственный тренд повышение престижа рабочих профессий. Представил выставку директор предприятия.
Станислав Ольков,
В советские времена был выпущен цикл работ, посвященный старому ВИЗу и строительству завода «ВИЗ-Сталь». В новых картинах очень мощный, жизнеутверждающий мотив. Мы и не предполагали, что это будет так современно и с таким прицелом в будущее. С этой художественной стороны и с такой перспективой мы на себя не смотрели. И мы себе здесь очень нравимся.
генеральный директор завода «ВИЗ-Сталь»
„
Особенно высоко выставку оценил министр промышленности и торговли Свердловской области. В картинах он увидел дополнительный способ популяризации рабочих профессий.
Сергей Пересторонин,
— Так люди, далекие от производства, имеют возможность посмотреть на него и понять, что это красиво, это шикарно и это классно. Это будет лишний раз побуждать молодежь обратить внимание на профессии, которые здесь показаны, на рабочие места, площадки, цеха, лаборатории, которые иначе они бы не увидели. Лет через пять кто-то скажет, что пошел работать на завод, потому что увидел его на картине и захотел сюда попасть.
министр промышленности и науки
Свердловской области
Свердловской области
„
А у министра культуры области увиденные картины вызвали радостные воспоминания. В 80-е годы она сама работала во Дворце культуры металлургов Верх-Исетского завода, в цехах устраивала праздники.
Светлана Учайкина,
— Мы — регион, в котором всё, что связано с промышленным потенциалом, возможностями, реновацией, очень актуально. Например, успех биеннале обусловлен в том числе именно площадкой работающего, действующего предприятия. А на этих картинах мы видим другие лица, нежели в вернисажах, это настоящие люди, которые делают большое, важное и нужное дело. Именно в этом успех, как мне кажется, и заключается.
министр культуры Свердловской области
„
После выставки работы отправятся на завод «ВИЗ-Сталь», чтобы расширить экспозицию в заводоуправлении. Так люди труда и образы производства на этих полотнах сохранятся для будущих поколений.