Специальный проект
Как программист и бухгалтер с Урала наладили поставки кофе от Москвы до Владивостока
Специальный проект
Как программист и бухгалтер с Урала наладили поставки кофе от Москвы до Владивостока
Тарас Прокопюк по специальности — программист, а Павел Городилов — бухгалтер. Еще год назад они не подозревали, что будут вместе поставлять тонны обжаренного кофе в сотню торговых точек от Екатеринбурга до Владивостока. Каждый из них занимался собственным делом, но оба чувствовали, что чего-то не хватает. Они познакомились случайно и разошлись, но спустя время вспомнили друг о друге — так появилась компания «ВкусноКофе».
О том, как начинался их путь в кофе-индустрии и сколько нюансов пришлось узнать для приготовления идеального продукта, ребята рассказали в очередной серии проекта ВУЗ-банка о нестандартных историях успеха уральских предпринимателей.
О том, как начинался их путь в кофе-индустрии и сколько нюансов пришлось узнать для приготовления идеального продукта, ребята рассказали в очередной серии проекта ВУЗ-банка о нестандартных историях успеха уральских предпринимателей.
О попытках самостоятельного бизнеса
Первым рассказ начинает Тарас.
— Я пошел учиться на программиста, потому что мне было просто интересно получить техническую специальность, — говорит он. — Я закончил бакалавриат, магистратуру, у меня красный диплом. Но программистом я ни дня не работал, у меня к этому душа не лежит.
В 2014 году был тренд на свежеобжаренный кофе, и Тарасу пришла идея открыть свое маленькое производство.
— Я пошел учиться на программиста, потому что мне было просто интересно получить техническую специальность, — говорит он. — Я закончил бакалавриат, магистратуру, у меня красный диплом. Но программистом я ни дня не работал, у меня к этому душа не лежит.
В 2014 году был тренд на свежеобжаренный кофе, и Тарасу пришла идея открыть свое маленькое производство.
— Я люблю кофе, но в тот момент о нем почти ничего не знал. Купил маленький ростер — это машина для обжарки кофе, начал пробовать. Пошел на всякие курсы учиться. Снял помещение на радиозаводе, оно подходило по санитарным нормам и вообще было мне удобно. Так постепенно накапливал опыт, пытался продавать кофе физическим лицам и в офисы. Потихоньку дело росло. Я купил ростер побольше, открыл интернет-магазин и придумал концепцию: продавать свежеобжаренный кофе обычным людям — домой, на работу.
В то время, по словам Тараса, было очень сложно донести до людей ценность продукта.
— Многие не понимали, говорили, купим в магазине, зачем заказывать в интернет-магазине, ждать два-три дня, когда привезут. Так я крутился пару лет, иногда отгружал в торговые компании. Хотелось очень возить кофе именно в кофейни, но это было сложно. Большая конкуренция, а когда ты один все делаешь, это морально очень сложно. Ну, позвонил ты раз, два — тебе говорят: «Не надо ничего». Можно загрустить — твой продукт, который ты сам делаешь, никому не нужен, а рука не поднимается дешево его продавать.
В то время у Павла тоже был свой интернет-магазин — посуды и безалкогольных сиропов.
— Многие не понимали, говорили, купим в магазине, зачем заказывать в интернет-магазине, ждать два-три дня, когда привезут. Так я крутился пару лет, иногда отгружал в торговые компании. Хотелось очень возить кофе именно в кофейни, но это было сложно. Большая конкуренция, а когда ты один все делаешь, это морально очень сложно. Ну, позвонил ты раз, два — тебе говорят: «Не надо ничего». Можно загрустить — твой продукт, который ты сам делаешь, никому не нужен, а рука не поднимается дешево его продавать.
В то время у Павла тоже был свой интернет-магазин — посуды и безалкогольных сиропов.
— Помню, как на этапе переговоров один из клиентов спросил — а чай и кофе у вас есть? Мы сказали, что есть, но закончились в прайсе. А на самом деле не было, — рассказывает он. — Так мы начали перепродавать кофе итальянских брендов. Это был чисто бизнес-подход, мы хотели заработать деньги. Кофе был в спросе. А через год, в 2014-м, был очень сильный рост валют и бизнес на продаже итальянского кофе потерял рентабельность: зерна стали дороже, а наценка — меньше, ведь клиент хотел дешевле. И параллельно стал набирать обороты свежеобжаренный кофе. Мы не знали, что это такое, не доверяли этому, но присмотрелись.
В это время парни и познакомились. Пересеклись случайно и вовсе не планировали вместе работать.
— Мы поговорили один раз и разошлись, — вспоминает Павел. — Тарас занимался обжаркой, я своей торговой компанией. Прошел примерно год. И я подумал: я имею какой-то объем продаж, продаю свежеобжаренный кофе, покупаю его на крафтовом производстве. И мне захотелось увеличить прибыль, открыть свое производство. И я вспомнил про Тараса. Мы созвонились, потом встретились. Я думал, наш разговор продлится не больше часа, а мы общались почти пять часов. Так родился наш совместный проект — интернет-магазин «ВкусноКофе».
— Мы поговорили один раз и разошлись, — вспоминает Павел. — Тарас занимался обжаркой, я своей торговой компанией. Прошел примерно год. И я подумал: я имею какой-то объем продаж, продаю свежеобжаренный кофе, покупаю его на крафтовом производстве. И мне захотелось увеличить прибыль, открыть свое производство. И я вспомнил про Тараса. Мы созвонились, потом встретились. Я думал, наш разговор продлится не больше часа, а мы общались почти пять часов. Так родился наш совместный проект — интернет-магазин «ВкусноКофе».
О совместном проекте
После нескольких переговоров ребята решили, что хотят поставлять свежеобжаренный кофе отличного качества не только в Екатеринбург, но и в другие города России. Планы были отнюдь не скромные: размер средней накладной поставки в кафе или ресторан — это 3–5 кг кофе. Парни замахнулись на 100–150 кг. Придумали модель, как это можно делать, и выявили целевую аудиторию.
— У меня уже был опыт работы, я занимался продажами, понимал, как это делается. А у Тараса была производственная компетенция, — рассказывает Павел. — То есть у каждого было то, что нужно другому.
Ребята начали звонить потенциальным клиентам, договариваться о встречах и дегустациях. Пробовали работать с другими городами.
— Мы определили количество клиентов здесь, по городу, но обзвонили только часть из них, поскольку нас было всего двое. Потом начали звонить в Пермь, Тюмень, Челябинск, Волгоград, Иркутск, Москву, Ростов, Саратов. Я за неделю проговорил пять тысяч рублей по телефону, — вспоминает Павел. — С течением времени увидели, что какие-то наши гипотезы про целевых клиентов подтвердились, какие-то нет, но мы считаем, что это временно.
Сейчас ребята поставляют свежеобжаренный кофе от Москвы до Владивостока — всего около 10 городов России, среди их клиентов — более 100 компаний, в том числе сетевых.
— Мы определили количество клиентов здесь, по городу, но обзвонили только часть из них, поскольку нас было всего двое. Потом начали звонить в Пермь, Тюмень, Челябинск, Волгоград, Иркутск, Москву, Ростов, Саратов. Я за неделю проговорил пять тысяч рублей по телефону, — вспоминает Павел. — С течением времени увидели, что какие-то наши гипотезы про целевых клиентов подтвердились, какие-то нет, но мы считаем, что это временно.
Сейчас ребята поставляют свежеобжаренный кофе от Москвы до Владивостока — всего около 10 городов России, среди их клиентов — более 100 компаний, в том числе сетевых.
— Проблема в том, что обжарить кофе правильно — это сложно. Как-то это сделать сможет любой человек с первого раза, но повторять свой результат, чтобы каждый раз был одинаковый вкус, сложно. Такой компетенцией обладает, может, 1% из сотен производств, которые сейчас открылись. У нас такая компетенция есть, — объясняет востребованность Павел.
Кофе на продажу ребята выбирают опытным путем.
— Мы смотрим описание продукта, урожай каждого года сильно отличается. Покупаем позиции у различных импортеров кофе, вкусно обжариваем в разных профилях — то есть с разной степенью обжарки, — делится Павел. — Видов обжарки больше 200. Что нравится, добавляем в прайс. Также получаем обратную связь от наших клиентов.
— Мы смотрим описание продукта, урожай каждого года сильно отличается. Покупаем позиции у различных импортеров кофе, вкусно обжариваем в разных профилях — то есть с разной степенью обжарки, — делится Павел. — Видов обжарки больше 200. Что нравится, добавляем в прайс. Также получаем обратную связь от наших клиентов.
Про кофе со вкусом будущего и конкуренцию
Ребята признаются, что конкуренция на рынке большая, но это заставляет их работать лучше. Их клиентов постоянно пытаются переманить, проводят им дегустации, но «ВкусноКофе» старается предлагать то, чего нет у других.
— Все привыкли, что кофе — это что-то горячее и горькое. А кофе имеет множество других вкусов. Сейчас культура развивается, мы стараемся дать это, — объясняет Павел. — Есть кофе из серии «масс-маркет» — это то, что максимально по вкусу и стоимости подходит людям, а есть другие. Мы запустили премиум-линейку, марка называется «#АГОНЬКОФЕ». Больше двух тысяч рублей за килограмм, потому что сырье стоит дороже, чем обычное.
К разговору подключается руководитель этого направления Олжас Касенов. По образованию он архитектор, но долгое время работал менеджером в крупной сети кофеен, а потом ушел и спустя время присоединился к «ВкусноКофе».
— Все привыкли, что кофе — это что-то горячее и горькое. А кофе имеет множество других вкусов. Сейчас культура развивается, мы стараемся дать это, — объясняет Павел. — Есть кофе из серии «масс-маркет» — это то, что максимально по вкусу и стоимости подходит людям, а есть другие. Мы запустили премиум-линейку, марка называется «#АГОНЬКОФЕ». Больше двух тысяч рублей за килограмм, потому что сырье стоит дороже, чем обычное.
К разговору подключается руководитель этого направления Олжас Касенов. По образованию он архитектор, но долгое время работал менеджером в крупной сети кофеен, а потом ушел и спустя время присоединился к «ВкусноКофе».
— Сейчас потребитель растет в понимании продукта, и все идет к тому, что люди отказываются от усилителей вкуса, заменителей, идут к правильному питанию, — рассказывает Олжас. — В этом ценность «#АГОНЬКОФЕ». Он поставляется из разных стран, с разных плантаций. Это кофе, вкус которого хранит в себе самые несочетаемые, а иногда недоступные вещи. И этот кофе выходит дороже, чем основной продукт, потому что он более затратный. Там, на плантации, производитель относился к нему с большим вниманием, ему уделяли очень много времени. По соотношению с обычным кофе — особенно.
По словам Олжаса, урожай такого кофе крайне мал. Бывает до десяти мешков на весь мир, а в одном мешке всего 60 кг.
— У этого продукта есть замечательная позиция, я называю ее точка невозврата. Это когда вы его пробуете и больше не можете к чему-то другому вернуться, — добавляет Олжас. — Обычно первый раз человеку этот кофе кажется диким, потому что очень яркий вкус. Он кислый. Не все люди знают, что кислинка в кофе — это основной показатель его качества и свежести. У людей первый шок: почему в кофе нет вкуса табака, пепла, жженого дерева, плотного кофейного вкуса? А потом просыпается внутренний гурман, люди возвращаются и говорят: мне нужен тот кофе, где была вишня, или апельсин. Доходит до того, что люди начинают не просто выбирать для себя какую-то одну позицию, а постоянно играть. Мы даем им право выбирать.
Олжас отмечает, что спрос на такой кофе постоянно растет. Еще несколько лет назад такой кофе в России пили только бариста, а теперь он доступен на уровне обычного магазинного.
— У этого продукта есть замечательная позиция, я называю ее точка невозврата. Это когда вы его пробуете и больше не можете к чему-то другому вернуться, — добавляет Олжас. — Обычно первый раз человеку этот кофе кажется диким, потому что очень яркий вкус. Он кислый. Не все люди знают, что кислинка в кофе — это основной показатель его качества и свежести. У людей первый шок: почему в кофе нет вкуса табака, пепла, жженого дерева, плотного кофейного вкуса? А потом просыпается внутренний гурман, люди возвращаются и говорят: мне нужен тот кофе, где была вишня, или апельсин. Доходит до того, что люди начинают не просто выбирать для себя какую-то одну позицию, а постоянно играть. Мы даем им право выбирать.
Олжас отмечает, что спрос на такой кофе постоянно растет. Еще несколько лет назад такой кофе в России пили только бариста, а теперь он доступен на уровне обычного магазинного.
— Есть много людей, которые этот кофе берут домой, — говорит Олжас. — И обратная связь от этого продукта красочнее и позитивнее, чем от обычного растворимого кофе или итальянских брендов. Я считаю, что это будущее. Дайте этому кофе еще 5–10 лет, и про него будут говорить как про что-то обыденное.
Маленький бизнес редко встречает внимательное к себе отношение, но именно это ребята нашли в ВУЗ-банке.
— Я сотрудничаю с ВУЗ-банком более двух лет, — рассказывает Тарас. — До ВУЗ-банка у меня был горький опыт работы с большим федеральным банком. Там очень хромал сервис и подход к клиенту. Ты задаешь вопрос, а он обрабатывается пару недель. На самом деле, становилось очень грустно, когда я звонил в техподдержку, а мне говорили — перезвоните еще через недельку. А там важный вопрос, работать невозможно. С ВУЗ-банком такого нет. Я чувствую, что меня ценят.
РКО мне открыли буквально за пару дней и без лишних документов — принес только самые необходимые. Вышло совсем недорого. В плане работы никогда не было вопросов: платежи всегда проводятся. Иногда мне звонят из банка и узнают, как проходит работа. Я всегда отвечаю, что раз я сам не пришел к ним, значит, все работает идеально. А если возникают вопросы, быстро-быстро пишу в чат в «Интернет-клиенте» и мне сразу дают развернутый ответ. Все решается моментально. Сейчас наша компания даже не смотрит на другие банки, потому что к этому вопросов просто нет.
— Я сотрудничаю с ВУЗ-банком более двух лет, — рассказывает Тарас. — До ВУЗ-банка у меня был горький опыт работы с большим федеральным банком. Там очень хромал сервис и подход к клиенту. Ты задаешь вопрос, а он обрабатывается пару недель. На самом деле, становилось очень грустно, когда я звонил в техподдержку, а мне говорили — перезвоните еще через недельку. А там важный вопрос, работать невозможно. С ВУЗ-банком такого нет. Я чувствую, что меня ценят.
РКО мне открыли буквально за пару дней и без лишних документов — принес только самые необходимые. Вышло совсем недорого. В плане работы никогда не было вопросов: платежи всегда проводятся. Иногда мне звонят из банка и узнают, как проходит работа. Я всегда отвечаю, что раз я сам не пришел к ним, значит, все работает идеально. А если возникают вопросы, быстро-быстро пишу в чат в «Интернет-клиенте» и мне сразу дают развернутый ответ. Все решается моментально. Сейчас наша компания даже не смотрит на другие банки, потому что к этому вопросов просто нет.
О выборе банка для бизнеса
АО «ВУЗ-банк» открывает расчётные счета для малого и среднего бизнеса в девяти городах Свердловской области.
8 (800) 700-2-700
Сейчас «ВкусноКофе» активно развивается, в команде — шесть человек. В прошлом месяце ребята продали порядка 7 тонн свежеобжаренного кофе, и каждый месяц объем увеличивается. Секрет успеха, пожалуй, в том, что ребятам нравится их дело. Правда, ответы на вопрос, что они больше всего любят в своей работе, у всех разные.
— Мне нравится, потому что я чувствую ответственность перед своим покупателем. Мы делаем так, чтобы было максимально удобно потребителю. Он нам платит деньги, и если в кофейню перестанет ходить народ, потому что там варят плохой кофе, то она закроется. И это будет наша вина. Интересное чувство.
Тарас Прокопюк
— Мне нравится кофе, общаться с разными людьми. Интересно продавать продукт, а мы продаем вкус продукта. С каждым клиентом всегда интересно, все по-новому, невозможно сделать какой-то шаблон. Рынок кофе очень большой, очень разногранный. И перспектива большая.
Павел Городилов
— Я много лет в этой среде, но самое большое удовольствие — я чувствую, что постоянно путешествую. Я съездил в Африку, я был в Кении. На самом деле никуда не ездил, но по факту, когда изучаешь продукт, узнаешь, как он рос, удобрялся (чаще всего мы даже знаем имена плантаторов, которые там живут), как будто переносишься. Это доставляет большое удовольствие. Но не меньшее — это когда ты, разобравшись во всех аспектах каждого кофе, начинаешь делиться этим с окружающими и видишь большую и ценную обратную связь в их эмоциях. И если вы не любите кофе, значит, вы еще не попробовали свой вкус.
Олжас Касенов
Реклама АО «ВУЗ-банк». Лиц. ЦБ РФ № 1557 от 22.06.2016 г.