Мыли посуду по ночам, чтобы заработать миллионы
История успеха трёх уральских предпринимателей
Партнёрский проект
Мыли посуду по ночам, чтобы заработать миллионы
История успеха трёх уральских предпринимателей
Партнёрский проект
Согласно множественным опросам, около 75% молодых специалистов в России мечтают открыть своё дело, не зависеть от начальника, зарабатывать большие суммы денег и наслаждаться удобством свободного графика. Однако менее половины мечтателей осознают, что на первых этапах приходится вкладывать в свой бизнес гораздо больше усилий, чем приходилось в офисе «у дяди». Стоит ли овчинка выделки? Для самых амбициозных и упёртых — определённо да.
Андрею Овешкову, 35-летнему основателю и совладельцу сервиса по доставке здоровой еды Smart Food, идею бизнеса подсказало спортивное прошлое. До 22 лет он был профессиональным баскетболистом — мастером спорта международного класса, но после серьёзной травмы с тренировками пришлось завязать. Андрей пробовал себя в автобизнесе и в итоге всё равно вернулся в спортивную сферу — теперь уже в качестве руководителя фитнес-клуба.
— Идея организовать доставку правильных рационов родилась именно тогда, — рассказывает Андрей. — На самом деле, это сервис для меня. Мне нужно было упорядочить своё питание и не задумываться несколько раз в день, что бы такого съесть вкусного и полезного. Те же потребности были у клиентов фитнес-клуба, в котором я работал.
Андрей понимал, что одному развивать бизнес тяжело, особенно на абсолютно новом рынке. Ведь пять лет назад в России нигде, кроме Москвы, аналогов такого сервиса не было. Да и в столице компании по доставке правильных рационов только начали заходить на рынок.

Партнёров бизнесмен подбирал с умом: к проекту Андрея присоединились ресторатор с десятилетним опытом Богдан Подольский и маркетолог Денис Гайдуков. На старте у каждого была запланирована своя роль: Богдан отвечал за кухню, Денис — за продвижение, а Андрей — за продажи. Но на деле получилось немного иначе: в первую неделю работы, до появления наёмного персонала, молодым людям пришлось самим готовить, мыть посуду, ездить за продуктами и развозить рационы.
— Мы могли готовить до пяти утра, а в шесть уже везти первые рационы заказчикам, — вспоминает Андрей. — Трудностей было такое количество, что сложно себе представить. Ведь мы начали работать на том рынке, которого не существовало. Привлекать клиентов, уже знакомых с продуктом, за счет сервиса и качества одна категория усилий, а создавать и формировать рынок совершенно другая. При этом энергия у нас бурлила рекой, ведь так или иначе мы развивали собственное дело.
Во время экскурсии по кухне Андрей рассказывает о продукте. В Smart Food готовят сбалансированные рационы питания на целый день индивидуально под потребности клиента. Перед тем как принять заказ, специалисты выясняют антропометрические данные (рост, вес, возраст, уровень физической активности) и цель клиента, чтобы рассчитать необходимую калорийность.

На входе в производственные помещения в обязательном порядке всем посетителям выдаются одноразовые халаты и шапочки.
Мы тщательно следим за чистотой и внимательно проверяем качество продуктов от поставщиков, говорит Андрей. Работа в премиум-сегменте ещё выше поднимает планку.
Продуктовый склад намеренно сделан небольшим, так как заказы принимаются за сутки и повара заранее знают, какое количество каких ингредиентов им потребуется. Впрок ничего не покупается, поэтому все продукты свежие и вкусные.
Так называемый «минусовой» склад вмещает всю заморозку: рыбу, мясо, птицу, овощи, фрукты и т. д.

В цехе полуфабрикатов мясо и рыба проходят первичную обработку, а затем попадают в горячий цех. Всё как на обычной кухне. Удивительные вещи происходят дальше.
Суперсовременный агрегат — вакуумный запайщик с термостатной ванной — позволяет пользоваться продвинутой технологией су-вид: пища готовится в вакууме при низкой температуре.

— Представьте, какой будет куриная грудка, если мы её сварим сегодня, а завтра будем кушать? Правильно, жёсткой и невкусной, — рассуждает Андрей. — Приготовление в вакууме позволяет нам сохранить полезные вещества, увеличить срок хранения благодаря отсутствию контакта с кислородом, и при этом сам продукт остаётся сочным, свежим, вкусным, как будто только что из духовки.
Многофункциональная сковорода Rational VCC и пароконвектомат Rational SCC среди кулинарного оборудования — как Porsche среди автомобилей. В машины загружаются технологические карты, и повару остаётся только выбрать программу. Итог — минимальное участие человека в приготовлении пищи, а следовательно, ниже риск ошибок и выше производительность. Например, в пароконвекционной печи может готовиться одновременно абсолютно разная еда на 12 противнях.

Понимая важность качества и высокой скорости готовки блюд, в прошлом году владельцы сервиса приняли решение модернизировать бизнес и взять кредит для покупки мощного оборудования.
— Техника, работу которой мы сейчас продемонстрировали, — это наша гордость, — говорит Андрей. — Таких единиц в городе всего две-три, каждая из машин стоит больше миллиона рублей. Но покупка оправдала ожидания: качество и производительность выросли на порядок.
Кредитором для трёх предпринимателей выступил Альфа-Банк. Кредит оформляли двумя траншами: частично — под покупку нового высокотехнологичного оборудования, частично — на замещение оборотных средств. По ставке 12% годовых компании на два года предоставили в общей сложности 3 миллиона рублей.
— На старте мы кредитовались и обслуживались в другом банке, поэтому нам есть с чем сравнивать, — рассказывает Андрей. — В первый раз было сложнее с документами и дольше по срокам, а в Альфа-Банке менеджеры оперативно всё заполнили сами, и в течение недели мы приехали в банк подписать кредитный договор.
Помимо прочего, для подбора рационов в компании есть ERP-система, которую здесь разработали самостоятельно и продолжают модернизировать. Она позволяет при достаточно больших объемах заказов делать индивидуальные рационы для каждого клиента.

Ежедневный рацион состоит из шести приёмов пищи — завтрака, второго завтрака, обеда, полдника, ужина, позднего ужина. Каждое блюдо рассчитано по белкам, жирам, углеводам и калориям.

Приготовленные блюда быстро охлаждают в шкафу шоковой заморозки, что также позволяет увеличить их срок хранения. Ведь если просто оставить пищу остывать, в ней образуется неблагоприятная среда, влияющая на качество продуктов.
— Сегодня на кухне мало сотрудников, потому что в выходные мы готовим в два раза меньше, чем в будние дни. Наши клиенты пять дней кушают правильно, а потом разрешают себе немного расслабиться, — улыбается Андрей.
60% заказчиков Smart Food — женщины, 40% — мужчины. В компании их делят на четыре категории: первая — те, кому нужен аутсорсинг питания с достойным сервисом, вторая — люди, снижающие вес или набирающие мышечную массу во время активных тренировок, третья — все, кто увлекается детоксом и сыроедением, и четвёртая — те, кто пришёл к правильному питанию из-за болезней ЖКТ или пищевой аллергии. Бывает, что у одного заказчика сочетаются потребности всех четырёх категорий и к ним прибавляются вкусовые предпочтения. С учётом всех нюансов формируется стоимость дневного рациона — от 1300 до 3000 рублей в день.
В соседнем помещении — станция соков, смузи и детокс-продуктов. Здесь же все приготовленные блюда формируют в готовые рационы в лотках, запаивают на специальном оборудовании и отправляют на склад готовых продуктов.
— У нас есть особая программа, по которой работают все повара: пришёл на смену, загрузил задание на день и выполняешь — очень удобно, — рассказывает Андрей. — Скоро ещё больше модернизируем производство, установим планшеты с тач-экранами.
Из холодильной камеры брендированные пакеты и термосумки забирает и оперативно развозит курьер. Заказчики могут быть спокойны: им не придётся заботиться о вкусном и полезном питании в течение всего дня.
— Когда мы начали набирать обороты, в других регионах о создании такого бизнеса только начинали задумываться. Люди искали информацию и находили нашу компанию, задавали вопросы, как у нас получается работать в этом сегменте, — делится Андрей. — Так мы пришли к тому, чтобы стать франчайзерами. Сейчас у нас два собственных сервиса — в Екатеринбурге и Сочи — и восемь по франшизе в других городах-миллионниках.
Недавно Андрей, Богдан и Денис провели большое мероприятие для всех сотрудников, на котором определились с новой стратегией и поставили цель — заработать миллиард рублей через 3,5 года. В этом году выручка составила около 100 миллионов рублей, соответственно, за три года её надо увеличить в десять раз. Цель амбициозная, но вполне реальная.
— Мы начинали с двух-трёх программ питания, сейчас их у нас двенадцать, и внутри каждой программы разбег по калорийности — от 1000 до 3000 калорий. Блюд в меню было около 200, сейчас — более 1500, — рассказывает Андрей. — Мы постоянно обновляем ассортимент, ведь чтобы удержать клиента, его нужно постоянно чем-то удивлять.
Чтобы через несколько лет выйти на запланированный уровень дохода, предпринимателям потребуется открыть сервисы в других городах. При этом было решено отказаться от франчайзинга из-за сложности контроля качества и расширять бизнес собственными усилиями. В этом месяце Smart Food появится в Челябинске, в будущем — еще в десяти городах.

На вопрос, не мешает ли сейчас компании конкуренция, Андрей отвечает, что это лишь новый толчок в развитии.
— Да, подобных сервисов теперь открывается много, но с появлением каждого из них мы продаём больше. Это неудивительно, ведь рынок ещё не сформировался до конца и нашим конкурентам приходится тратить силы на продвижение не только своей компании, но и идеи в целом. Заинтересовавшиеся люди часто хотят «посмотреть всех» и выбирают в итоге нашу доставку — из-за опыта, качества сервиса и многообразия возможностей. Но впереди у нас ещё много работы: если ты хочешь, чтобы бизнес развивался, на месте стоять нельзя.
Узнать обо всех возможностях Альфа-Банка для бизнеса:
АО «Альфа-Банк»
Партнёрский проект
Просмотров: 17 174