Специальный проект
"КИРОВСКОМУ" – 30 ЛЕТ:
КАК РОЖДАЛАСЬ ЛЕГЕНДА
Интервью с Игорем Ковпаком

Ежедневно более 230 000 уральцев покупают продукты и товары для дома в магазинах "Кировский". В октябре 2017 г. старейшая торговая сеть Свердловской области отметит своё 30-летие.

171 магазин, около 10 000 рабочих мест, собственное производство кондитерских, хлебобулочных и кулинарных изделий, мясной продукции, розлив воды и соков, масштабные социальные проекты и сильная команда единомышленников – всё это и есть сегодняшний "Кировский".
На правах рекламы
О том, как он создавался, чем живёт и почему остаётся любимым магазином для многих горожан, – в интервью с основателем сети – Президентом группы компаний "Кировский" Игорем Ивановичем Ковпаком.
Игорь Иванович, в октябре "Кировскому" 30 лет. Расскажите, с чего всё начиналось?
– Я с детства мечтал работать в торговле. Рос без папы, его не стало, когда мне было 2 года. Мама – бухгалтер на заводе, заработок скромный. Сам я начинал слесарем по вентиляции и коммуникации на Первоуральском Новотрубном, параллельно заканчивал СИНХ. Ещё там, в Первоуральске, попросился в торговлю, и меня взяли.

Спустя 4 года мне предложили работу в Екатеринбурге – на Химмаше в автомагазине. Я вставал в 5 утра, чтобы в 6 часов автобусом выехать в Екатеринбург. Магазин открывался в 8 утра. После работы домой в Первоуральск я возвращался на перекладных.

В 1986 году правительство области приняло решение о строительстве образцового экспериментального магазина на ЖБИ. Искали молодого, энергичного парня, который взялся бы за этот проект. Начальник Управления торговли Виктор Николаевич Кузьмин предложил мне продумать концепцию и участвовать в строительстве.
– Сложно ли было тогда, в 80-е, запускать инновационный проект с нуля?
– Для торговли Екатеринбурга и области такой формат был в новинку, никто не представлял, что мы получим на выходе и как это должно работать. Здание на Сиреневом бульваре, 2 построили за 11 месяцев. Не предусмотрели столовую, туалеты, транспортёр для корзин от финиша к старту – всё это достраивали позже. Хорошо, что команда подобралась сильная и ответственная – Тамара Харченко, Татьяна Зюкина, Галина Сафронова и многие другие. Отладили логистику. Склада не было, поэтому приходилось рассчитывать, сколько машин в день нужно принять с молоком, сколько с хлебом, с каким интервалом, подгадывали, чтобы к часу пик – с 17:00 до 20:00 – прилавки были полными.
Это сейчас, когда на каждом углу есть магазины, кажется, легко начать с нуля, а тогда мы действовали методом проб и ошибок, старались, меняли, много читали и учились на собственном опыте.
– В начале 90-х к нам приезжал М. С. Горбачёв, мы откровенно говорили о продуктах: что есть – чего нет, – вспоминает Игорь Иванович.
Как развивалась торговая сеть "Кировский"? И с какими трудностями вы сталкиваетесь сегодня, в условиях жёсткой конкуренции с федеральными ритейлерами?
Когда мы только начинали, не было такого понятия, как сеть. Были местные магазины в разных районах города. Стартом для нас стал "Кировский" на ЖБИ, потом открылись магазины в других районах. Мы первыми в Екатеринбурге начали объединять их в сеть супермаркетов. Кстати, сканеры штрихкода тоже впервые появились в "Кировском" – на Пальмиро Тольятти. Мы первым поставили печи в торговом зале и стали печь знаменитые кировские булочки."Кировский" первым ввёл новый стиль одежды - красные халаты, до этого вся торговля работала в белых.

Всегда старались жить по мере своих возможностей, не ходить в банк за кредитами, аккуратно и консервативно вести дела. Мы инвестировали в нашу свердловскую землю миллиарды рублей.
98% помещений под производственные цеха и магазины построены или приобретены в собственность. Мы мало зависим от аренды, поэтому можем держать хорошие цены на широкий ассортимент товаров.
Федеральные ритейлеры не готовы инвестировать в недвижимость у нас в области, а берут в аренду помещения у местных сетей и выстраивают логистику, как правило, минуя местных производителей и поставщиков.

Но даже в этой ситуации мы чувствуем себя пока спокойно, реально оцениваем свои возможности, отслеживаем издержки и стараемся, чтобы наши сложности не сказывались на ценах и качестве товаров, держим конкурентные цены.
– Мы должны поддерживать хорошие отношения со всеми и никогда никому не завидовать, зависть – плохая черта. У "Кировского" своя дорога, – Игорь Ковпак.
Как сейчас, по вашему мнению, чувствует себя малый бизнес?
К сожалению, многие маленькие предприятия сворачивают свою деятельность. Идет жесткая конкуренция и давление федеральных сетей. Местные поставщики с небольшими объемами производства им не нужны. Сокращается число малых предприятий, а это говорит о том, что инициативные и энергичные люди уходят из бизнеса, закрывают свои предприятия, увольняют сотрудников, за этим идет уменьшение налогов.
Львиная доля ассортимента "Кировского" – это продукция местного производства, причём по ценам ниже, чем у конкурентов. Как вам удаётся договариваться с поставщиками?
Мы десятилетиями поддерживаем местных производителей. Эти отношения и связи выстраивались годами. Например, в Богдановиче есть пищевой комбинат. Штат – более 50 человек. Федералам они не нужны, потому что не вписываются в их логистику, а мы их поддерживаем и не можем отказать. Таких примеров много. Местные поставщики связаны с нами, а мы с ними. Покупая их продукцию, мы помогаем сохранить рабочие места и стабильность на многих местных предприятиях.

За последние годы закрылись Екатеринбургский мясокомбинат, Виншампанкомбинат, "Алкона", Серовская птицефабрика, большинство местных хлебозаводов и ряд других предприятий.

У федеральных сетей отсутствует спрос на местную продукцию. При этом сокращаются рабочие места и теряются налоги с этих предприятий.
У нас есть и собственные производства, которые работают круглосуточно в Екатеринбурге, Ревде, Новоуральске, Заречном. И всё это – тысячи рабочих мест, – Игорь Ковпак.
Много лет "Кировский" является одним из лучших налогоплательщиков области, это наверняка немалая статья расходов для бизнеса?
– Всё, что строится в Екатеринбурге – детские сады, школы, больницы и др. – строится на бюджетные средства. Считаю, что все, кто зарабатывает здесь, должны и налоги платить здесь, в бюджет Свердловской области. К примеру, за 2016 год ГК "Кировский" заплатила в бюджеты различных уровней около 2 миллиардов рублей. Бюджет наполняет бизнес, большой и малый, а чиновники его распределяют.
- Платить налоги и инвестировать в область, где ты живёшь, – это честно, – Игорь Ковпак.
Игорь Иванович, есть у вас какой-то девиз, которому вы по жизни следуете?
— Да. У нас в компании его все знают: "Кто хочет решить вопрос – ищет пути, кто не хочет – ищет причины".
В каких социальных проектах сегодня участвует "Кировский"?
– У нас есть проект помощи детям, и ему уже 10 лет. Организовываем сбор денег на лечение конкретных детей, берём информацию о детях-инвалидах в службах социальной защиты и направляем средства их родителям.

Есть большой проект по детскому питанию. Раньше бюджеты городов брали на себя оплату работы сотрудников молочных кухонь и содержание недвижимости. Теперь молоко, творожок и кефир выдаются мамам в магазинах нашей сети. Все затраты мы взяли на себя. Более 40 000 детей только в Екатеринбурге получают питание в сети супермаркетов "Кировский". Сегодня программа действует в Первоуральске, Верхней Пышме, Среднеуральске, Серове. Есть предложения Новоуральска и Каменска-Уральского.
Кстати, все колокола на Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга по просьбе владыки Викентия тоже были приобретены на средства Игоря Ковпака.
– Как вы планируете отметить 30-летний юбилей компании?
– Это будет встреча большой команды "Кировского". Обязательно поощрим людей, на них и держится "Кировский". Не могу назвать всех поименно, но поверьте, их очень много. С кем-то мы работаем с основания. И я благодарен каждому. Надеюсь, что это будет не последний юбилей нашей компании.

Кроме того, отдельно хочу сказать спасибо всем нашим покупателям, которые 30 лет с нами.
Просмотров: 1 060