В Нижних Сергах прекратили уголовное дело против водителя фуры Рауфана Хамзина. Следователи пришли к выводу, что он не виновен в гибели молодого водителя ВАЗ-2110 Даниила Поповича. Уникальность ситуации в том, что Рауфан даже не знал о том, что произошло смертельное ДТП, связанное с его большегрузом. В пути от прицепа грузовика отвалился кусок тормозного барабана и прошил насквозь лобовое стекло встречной «десятки», за рулем которой ехал Даниил.
Следствие по этому неоднозначному делу длилось почти три года. В итоге Рауфан Хамзин избежал наказания и давно продал злополучный грузовик. А мама Даниила Поповича не согласна с прекращением дела и настаивает на продолжении расследования. Но пока ситуация выглядит так: молодой водитель погиб, а отвечать за это некому.
Трагическая авария
Резонансная авария случилась 29 июля 2021 года на трассе Нижние Серги — Михайловск — Арти. Даниил Попович на своей «десятке» возвращался из области в Екатеринбург. Роковой эпизод произошел на 19-м километре дороги, когда автомобиль молодого человека поравнялся с фурой Хамзина. Влетевший в лобовое стекло кусок тормозного барабана попал Даниилу в голову. Раненый — с ушибом головного мозга, переломом шейного отдела позвоночника и рваной раной шеи — водитель легковушки потерял управление и съехал на обочину. Даниила срочно доставили в больницу Нижних Серег. Но через несколько часов он умер в реанимации.
Гаишникам удалось вычислить фуру, которая проезжала рядом с Даниилом в момент ДТП. Они позвонили Рауфану Хамзину на следующий день утром и спросили, по каким дорогам он ездил накануне.
Дальнобойщик подтвердил, что проезжал через участок, где произошел инцидент с машиной Даниила Поповича. Днем 30 июля автоинспекторы подъехали к машине Рауфана, когда он находился на улице Шефской в Екатеринбурге. На одном из левых тормозных барабанов нашли скол.
Следствие
Во время следствия Рауфан Хамзин заявил, что не понимает, как могла произойти эта трагедия. По словам дальнобойщика, тормозная система у его тягача и прицепа работала нормально. За три-четыре месяца до инцидента с Даниилом Поповичем он осматривал свою фуру в автосервисе. На тот момент, по словам дальнобойщика, тормозные барабаны и колодки были без трещин и повреждений.
Полицейские следователи привлекли к делу различных автоэкспертов. Те провели металловедческую экспертизу, чтобы понять, из-за чего развалился злополучный барабан. Признаков заводского брака не увидели. Был сделан вывод: в детали образовались трещины из-за сильного перегрева (так называемой термической усталости). Однако претензий к Рауфану Хамзину при этом не возникло. Эксперты сказали, что водитель фуры не мог обнаружить дефекты тормозного барабана, потому что снаружи такие повреждения никак не проявляются. Микроскопические трещины невозможно заметить, а их появление растянуто во времени и происходит постепенно.
— Зазоры, перегревы, сколы и трещины металла трудно заметить даже при техническом осмотре, — утверждалось в материалах дела.
В апреле 2024 года было выпущено постановление о прекращении уголовного дела. Вылет осколка от барабана признали трагической случайностью, в которой никто не виноват.
— Произошел казус, случай. То есть неумышленное действие лица, которое имеет признаки преступления, но лишено элемента вины, — подытожил следователь нижнесергинского отдела полиции.
Казус означает происшествие, событие, случай (часто необычный, затруднительный, смешной и т. п.). Уголовно-правовой казус — невиновное причинение вреда. Случайное действие (в отличие от умышленного или неосторожного), имеющее внешние признаки правонарушения, но лишенное элемента вины и не влекущее юридической ответственности.
Мама погибшего Даниила Поповича Елена Каменецкая не согласилась с прекращением дела и обратилась в прокуратуру. Но получила, по ее словам, обычную отписку: возобновлять следствие не стали.
При этом у Елены осталось немало вопросов к проведенному расследованию. Например, гаишники отчитывались, что Рауфан Хамзин проводил технический осмотр своего тягача Scania при регистрации его в ГИБДД в марте 2020 года. При этом прицеп KRONE техосмотр не проходил, поскольку действовавшие на тот момент правила этого не требовали. Обязательный техосмотр прицепов всех видов ввели только с 1 сентября 2022 года. А в 2020-м водителю требовался только техосмотр на тягач и страховой полис.
Однако Елена Каменецкая уверена, что автоинспекторы слукавили. По ее словам, Рауфан Хамзин обязан был предоставить прицеп на техосмотр, поскольку он не был новым. Женщина сослалась на федеральный закон № 170 «О техническом осмотре транспортных средств». В нем говорится, что прицепы возрастом свыше четырех лет должны проходить обязательный технический осмотр раз в два года.
— Ответы из нижнесергинской прокуратуры еще больше убедили меня в том, что нужно обязательно оспаривать прекращение уголовного дела, где очень много нестыковок, противоречий, сомнительных показаний, сомнительных экспертов, — заявила мать погибшего. — Но не было предоставлено ответов на элементарные вопросы: с какой скоростью Хамзин ехал, был ли у него тахограф? Почему Хамзин сразу после ДТП избавился от фуры и кто позволил ему это сделать? Тем более ДТП с участием фур происходят очень часто, особенно в нашей области.
Напомним, мы обсуждали этот случай с экспертами. Они подчеркнули, что состояние многих грузовиков на дорогах страны оставляет желать лучшего. К примеру, в 2018 году на Полевском тракте погибли восемь работников газовой компании: их уазики были раздавлены опрокинувшимся тонаром. Следствию понадобился год, чтобы разобраться в деталях трагедии. В итоге был сделан вывод, что ДТП спровоцировала поврежденная покрышка. За гибель людей никто не ответил.