Происшествия эксперт «Уникален, но не катастрофа». Эксперт — о крушении бомбардировщика в Иркутской области

«Уникален, но не катастрофа». Эксперт — о крушении бомбардировщика в Иркутской области

Летчик-испытатель Кондауров — о потере Ту-22М3

Источник:

Самолеты серии Ту-22М3 в свое время задумывались как стратегические бомбардировщики, но их класс был изменен из-за договора между Советским Союзом и США. Теперь Ту-22М3 у нас такой один. Но в запасе их еще сотни. Правда, есть нюанс — им требуется модернизация.


Как правильно относиться к Ту-22М3 и его падению без человеческих жертв, «Фонтанке» рассказал заслуженный летчик-испытатель СССР, полковник, работавший инженером в центре РСК «МиГ», Владимир Кондауров.

Источник:

В Иркутской области 15 августа вечером возле поселка Михайловка Черемховского района потерпел крушение бомбардировщик Ту-22МЗ. Разрушений на земле нет, экипаж успел катапультироваться, все четверо его членов живы. Предварительной причиной аварии названа «техническая неисправность».

Источник:

Владимир Николаевич, в чём специфика самолетов Ту-22М3?

— Есть три класса бомбардировщиков: стратегические, дальнего действия и фронтовой полосы. Ту-22М3 находится где-то посередине. Это бомбер дальнего действия, но не стратегический и не фронтовой. Фронтовые — это Су-24, Су-34 и легкие фронтовые бомбардировщики. Стратегические — Ту-95, Ту-160. А Ту-22М3 — дальний.

Когда Ту-22М3 только вышел, его задумывали как стратегический. И мы сделали таких самолетов не одну сотню. Но они не вписывались в наш договор с США по стратегическому вооружению. Поэтому его название изменили в соответствии с его максимальной дальностью. И сегодня он правильно называется «дальний бомбардировщик дальнего действия». Но он не стратегический. То есть он не может лететь на расстояние больше 6 тысяч километров.

И сегодня у нас достаточно много Ту-22М3. Но их необходимо модернизировать под современные требования боевых действий. Сегодня этот процесс идет. Он вышел в серию в начале 80-х. Прошло 40 с лишним лет. Современная авионика — это, я бы сказал, не самое важное. Важнее спутниковая навигация, чтобы он мог легко, точно и в любых условиях применять вооружение.

А двигатели менять не надо? Они еще не выработали свой ресурс?

— Нет, не выработали. Когда делают боевые самолеты, тем более если у них не один двигатель, а два, то двигатели делают с запасом. Потому что гарантия по времени эксплуатации на сам аэроплан и на всё его оборудование гораздо больше, чем на двигатель. Конструкторы это знают и в производство закладывают больше двигателей, чтобы они хранились на складе и их всегда можно было заменить. Если есть определенное количество самолетов, то к ним есть и соответствующее количество двигателей в запасе. Самое главное, чтобы те самолеты, которые у нас имеются сейчас фактически в наличии, привели в состояние боевой готовности.

То есть Ту-22М3 массовую модернизацию, получается, не прошли?

— Нет, конечно. Их там больше двух сотен, это непросто. Модернизация нужна, но даже если самолет ее не прошел, он всё равно может летать и воевать, просто не так эффективно. Когда в них не было большой потребности, они просто стояли на складах законсервированные. А если сегодня обстановка диктует, что в ближней перспективе нам нужно больше носителей современного вооружения, ракет и бомб, конечно, Ту-22М3 надо модернизировать.

Получается, у нас самолетов такой модели достаточно много и в любой момент могут расконсервировать новый вместо потерянного под Иркутском?

— Да, конечно. В произошедшем ничего катастрофического нет. В авиации это нередко случается. У нас же не десяток таких самолетов. Вот если бы это был современный истребитель, Су-57, то это было бы ощутимо. Важнее разобраться в причинах случившегося. Если это какой-то производственный недостаток, может быть, заводской дефект проявился, то это надо выяснить и как можно быстрее устранить. А отказы техники были всегда. От этого никто не застрахован.

Сегодня за год и десятка таких происшествий не случается. Техника стала надежнее, накапливается опыт и в конструировании, и в производстве. Но всё равно есть человеческий, производственный и конструктивный факторы. Люди ошибаются и в небе, и на земле. Не ошибается тот, кто не работает вообще.

А у нас есть какие-то более современные аналоги, которые могут выполнять те же задачи, что Ту-22М3, но не требуют модернизации?

— Нет. Дальний бомбардировщик у нас только Ту-22М3. Остальные или предназначены для более глубоких тылов, или прифронтовые.

Четыре человека, которые были на борту, успели катапультироваться и спаслись. О чем это говорит?

— Что будет легче найти объективную причину случившегося.

Самолеты Ту-22М3 не являются каким-то критически важным элементом наших военно-воздушных сил?

— Это смотря какая война. Сейчас не является критическим, потому что это локальные боевые действия. А вот если война принимает масштабный характер, то там уже, извините, другие задачи будут стоять. И потребуется гораздо больше бомбардировщиков дальнего действия. Они и сейчас применяются на Украине, но в ограниченном количестве, потому что мы не хотим там всё уничтожить на земле, а стараемся наносить удары только по обнаруженным военным объектам. Поэтому не требуется в этом локальном конфликте большое количество таких самолетов. Достаточно и десятка. А вот прифронтовых, таких как СУ-34, нужно больше.

А Ту-22М3 может современные ракеты «Кинжал» применять?

— Чтобы нести современное вооружение, самолет должен быть дооборудован с точки зрения размещения ракет, подвески, электропитания, всех цепей пуска.

Та самая модернизация, которая вот еще не завершена?

— Которая необходима под новое вооружение. Это самое главное сейчас.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE5
Смех
HAPPY10
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
31
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
«Продолжаем считать трупы». Главред E1.RU — о жестоком убийстве многодетной матери в Нижнем Тагиле
Александр Ашбель
Главный редактор E1.RU
Мнение
«Тихий ужас остается тихим ужасом». Главный редактор E1.RU — об итогах 2024 года
Александр Ашбель
Главный редактор E1.RU
Мнение
«Хочу, чтобы на ТНТ больше никогда не снимали новогодние комедии». Честный отзыв про ремейк «Бриллиантовой руки»
Мария Филиппова
Мнение
«От человеческих вагонов нас отделяют четыре рубля?!» Гневная колонка екатеринбурженки, прокатившейся на трамвае в Перми
Юлия Кашкина
Руководитель по развитию новых медиа
Рекомендуем
Знакомства
Объявления