Вечером 12 июня, в разгар праздничного выходного, скоростной катер на Городском пруду снес весельную лодку с двумя пассажирками на борту. Корреспондент E1.RU стал очевидцем этой аварии. Серьезные травмы получила сидевшая на корме шлюпки Елена — в больнице ей диагностировали тяжелые переломы. Ее подруга Татьяна, сидевшая на веслах, получила сильные ушибы.
— У нее зафиксировали компрессионный перелом позвоночника и переломы ребер, — рассказал Виктор, племянник Елены. — В больнице ее подключили к кислороду, потому что тяжело дышать. Говорить не может, мы общаемся через сообщения в мессенджерах.
Татьяна рассказала, что после происшествия владельцы катера забрали ее из больницы и отвезли домой, купив по пути обезболивающее. Они обещают компенсировать ущерб.
Что грозит виновникам водной аварии
Водные суда, угодившие в происшествие, принадлежат разным компаниям. Катер с номером АА0207 RUS58 зарегистрирован в Пензенской области и включен в реестр маломерных судов, которые используют в некоммерческих целях.
На Плотинке пассажиров катали с ветерком в двух пунктах проката. «Пензенский» катер швартовался у понтонного пирса, расположенного ближе к гимназии № 9. Этот пункт называется Kater ekb и под этим именем активно продвигается в социальных сетях.
Впрочем, на страницах в соцсетях у Kater ekb нет никаких официальных данных — только название и красивые ролики про веселые покатушки на воде. В прошлом году на их технике даже проехался артист и телеведущий Тимур Родригез. Кстати, он родом из Пензы, где и зарегистрирован попавший в аварию катер. С Тимуром по Городскому пруду Екатеринбурга гоняла Регина Тодоренко.
— Приглашаем всех жителей нашего замечательного города прокатиться с нами на самых мощных, быстрых и безопасных катерах на акватории городского пруда! Мы находимся на Плотинке практически посередине, у нас синий пирс без крыши! — сказано в приветственном сообщении на странице сообщества во «ВКонтакте».
В «гараже» у прокатчиков три катера: Yamaha на девятерых с мотором мощностью 360 л. с., пятиместный Victory мощностью 100 л. с. и Sportster на троих и с 215 лошадиными силами.
Прокатиться можно по кругу от Плотинки до Макаровского моста за 800 рублей с человека и от Плотинки до УрГУПСа по тысяче рублей. А самый длинный маршрут лежит до Адмиральского и обратно, за это берут по полторы тысячи рублей. Также предлагают в аренду пятиместные катамараны в виде автомобилей, за час — 2000 рублей.
Никаких юридических данных о компании на странице не размещено.
Попавшая в аварию лодка раньше катала пассажиров сгоревшей лодочной станции «Локомотив», которая располагалась за Макаровским мостом. Флотилия с этой станции переехала к причалу у Дома Севастьянова.
— Мы проходили мимо и решили прокатиться на лодке. Час этого удовольствия стоит полторы тысячи. Безобразие, что такое разрешают, на ровном месте человек может пострадать, — рассказала корреспонденту E1.RU Татьяна, одна из двух пострадавших в этой аварии.
Также «наследники» станции за Макаровским мостом катают пассажиров на своих катерах. После ЧП ее сотрудники отказались от общения с корреспондентом E1.RU. Не стали разговаривать с нами и представители Kater ekb.
Почему произошла авария?
Надзирает за катерами и лодками ГИМС — государственная инспекция по маломерным судам МЧС России, она же обеспечивает безопасность на водных объектах. После происшествия сотрудники ведомства выезжали на Плотинку и отчитались, что служба начала проверку.
Днем 13 июня лодочек и катеров на Плотинке не было, пирсы тоже убрали.
— Мы не выдавали предписания о закрытии. Проверка продолжается совместно с транспортной прокуратурой. Четкого указания на закрытие сразу после ЧП нет, — сказал E1.RU представитель свердловской ГИМС.
Ни один прокат после происшествия не остановил работу в этот вечер. Правильно ли, что такой небольшой водоем, как Городской пруд, делят весельные лодочки и скоростные катера?
— Как выясняется, это опасно, — признали в ГИМС. — Пока можно сказать, что причиной аварии стали невнимательность и ненаблюдение за окружающей обстановкой. Катер был зарегистрирован, у его водителя есть судоводительские документы.
Несколько лет назад прокатом прогулочных лодок на Городском пруду занимался генеральный директор планетария в Верхней Пышме, летчик и парашютист Валентин Прокопьев, брат космонавта Сергея Прокопьева. Он рассказал E1.RU, что продал лодочный бизнес в 2020 году. Несмотря на тяжесть этого происшествия, отдых на лодках остается одним из самых безопасных, считает предприниматель.
— В данном случае мы можем говорить о невнимательности водителя судна, вина лежит на нем. Очень сочувствую пострадавшим, но из-за этого я бы не стал лишать горожан отдыха на воде. У нас ее и так мало. А вот ГИМСу рекомендовал бы внимательнее следить за такими местами и обеспечивать безопасность.
Предпринимателям, которые сейчас сдают в прокат лодки, следует чаще проводить инструктаж персонала.
Мы на машинах попадаем в аварии, но продолжаем ездить каждый день. Водители катеров должны знать свой путь следования и фарватеры. Тем, кто ездит на лодочках, тоже надо проводить инструктаж и рассказывать, где можно кататься. Важно понимать, проводили или нет такие занятия, — рассказал Валентин Прокопьев.
Кто ответит за травмы?
В первую очередь необходимо выяснить, был ли взят катер в прокат физическим лицом или услуги оказывало юридическое лицо (или ИП), предоставляя своего водителя. В первом случае будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 263 УК РФ, если причинен тяжкий вред здоровью. Во втором случае — уголовного дела в отношении руководителя компании по статье 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). По ней виновным грозит наказание до шести лет лишения свободы.
— Следственный комитет будет проверять компанию на предмет регистрации как предпринимателей, имели ли они право оказывать подобные услуги, на каком основании у них работает катер и отвечает ли он техническим требованиям и так далее. Водителя ждет проверка на состояние опьянения — алкогольного, токсического или наркотического, а также выяснят, нарушил ли он правила движения или эксплуатации водного транспорта в момент столкновения, — рассказала юрист Яна Дикусар, доцент кафедры уголовного права УрГЮУ.
Также это происшествие возможно квалифицировать по статье 263 Уголовного кодекса РФ (нарушение правил движения и эксплуатации водного транспорта). Такое дело могут возбудить, если пострадавшие получили как минимум тяжкий вред здоровью. Виновным грозит лишение свободы до двух лет. Если будет доказано состояние опьянения у виновного в аварии, то срок может увеличиться до семи лет.
Хозяев весельной лодки, которые выпустили клиентов на роковой маршрут, тоже ждет проверка.
— Обязательно выяснят, как соблюдались правила техники безопасности. Был ли дан инструктаж, выданы ли спасательные жилеты. Если будет установлено, что такие печальные последствия связаны с нарушениями со стороны хозяев лодки, то их также привлекут к ответственности наряду с компанией, которой принадлежит катер, — рассказала Яна Дикусар.
Пострадавшие пассажирки могут подать в суд на владельцев катера и лодки, чтобы взыскать компенсацию вреда здоровью и моральный вред.
— В первую очередь надо подать в суд на владельца компании, которая сдавала в прокат катер. Также они могут взыскать компенсацию и с предпринимателя, который выдал им лодку. Но предварительно необходимо собрать все доказательства оказанной услуги, справки и чеки из больницы и аптеки, которые свидетельствуют о расходах на лечение и восстановление. Важны показания свидетелей происшествия. Необходимо заявить в суд требования и о возмещении вреда здоровью и морального вреда, — объяснила юрист.
Если будет возбуждено уголовное дело, то потерпевшие смогут требовать с виновных компенсации в рамках уголовного дела тоже через суд.
Это первое ЧП на Городском пруду?
Громкие происшествия с лодками, к счастью, случаются нечасто. В 2018 году там перевернулся прогулочный катер с пассажирами. Люди спаслись, а вот их документы и телефоны уплыли или испортились. В июле 2023 года в Нижнем Тагиле катер сбил женщину, которая каталась на сапе. Ирина Подмазова впала в кому. Она выжила, но вышла из больницы только через несколько месяцев. Ее супруг Иван рассказал, что спустя девять с половиной месяцев уголовное дело об этом ЧП так и не было расследовано.
— Следственный комитет затянул дело, результата ноль. Но в Нижнем Тагиле вышло постановление администрации, которое ограничивает возможности использования пруда горожанами. Нам закручивают гайки и не дают в полной мере пользоваться водоемами, — рассказал Иван Подмазов.
Он напомнил, что 5 октября 2023 года Правительство Свердловской области изменило правила использования маломерными судами. Постановление запрещает моторным судам на акваториях в границах населенных пунктов двигаться со скоростью быстрее 20 километров в час, а при движении около пляжей скорость и вовсе ограничена 10 километрами в час.
Всю информацию о водном ЧП на Городском пруду мы собираем в одном сюжете. Мы показывали, как проходила эвакуация тяжело пострадавшей Татьяны, и следили за ее состоянием.