Брата и сестру Вику и Гришу выписали из больницы. У детей были признаки обезвоживания, но сейчас, говорят медики, с ними всё хорошо. Единственное, за что переживают близкие, это душевное состояние детей. По мнению медицинского психолога Виктории Дихорь, такой стресс вряд ли может пройти бесследно.
— За четыре дня в лесу дети дошли до второй, а то и до третьей стадии стресса. Первая стадия — это когда просто тревожишься, чувствуешь волнение, беспокойство. Но на первой стадии очень много сил. И физиологических, и психиатрических. И человек говорит: «Да, я как-нибудь справлюсь», — рассказала медицинский психолог областной психиатрической больницы № 6 Виктория Дихорь. — Потом постепенно началась некоторая суета и паника. И они начали делать вещи, которые затрачивали много сил. Потом организм перешел на вторую стадию. Стадию борьбы. И здесь сил становилось всё меньше — ребята начали работать на износ. Цель была — просто выжить.
По мнению специалиста, первое время после перенесенного стресса дети могут быстро уставать даже от игр и разговоров. И это нормально в такой ситуации. Организму нужно время, чтобы полностью восстановить силы. Хорошим антистрессом для брата с сестрой стали их собаки, уверена психолог, ведь всё время в лесу они были рядом. Если бы не любимые питомцы, перенесенная психологическая травма могла быть намного глубже.
— У детей сейчас могут проявляться последствия стресса. Субъективные — это как раз быстрая утомляемость, физиологические — у них может что-то болеть. На самом деле им уже лучше, но всё равно чувствуют боль. Потому что в лесу они были в мобилизованном состоянии, а сейчас они поняли, что можно расслабиться. И организм дает такую слабину, — считает медицинский психолог. — Третье проявление — когнитивные последствия — когда человек говорит: «Я не помню, что было». Это может продолжаться полторы–две недели. И поведенческие — ребенок закрывается и не говорит, что его беспокоит.
Самая главная проблема, с которой могут столкнуться подростки — это страх, что они снова могут потеряться и попасть в опасную ситуацию. Поэтому родителям специалисты советуют проговорить с детьми алгоритм действий. Например, если они снова окажутся одни в лесу — нужно оставаться на месте и кричать, а не искать выход самостоятельно.
— Чтобы последствия прошли легче, нужно давать им какие-то эмоционально яркие события. Пойти покататься на горках. Чтобы они забыли про пережитое и отдохнули. И тогда у них плохой кадр заменится хорошим. И пронаблюдать, через сколько ребенок успокоится, — говорит Виктория Дихорь. — Главное, чтобы первое время с ними обязательно кто-то был. Чтобы они не оставались одни. Чтобы у них было ощущение безопасности.
Маленькие брат с сестрой 4 июня вместе со своим дедушкой отправились на рыбалку неподалеку от деревни Бурмакина Слободо-Туринского района (Свердловская область) и заблудились. Последний раз они выходили на связь 5 июня. Дедушка смог выйти из леса самостоятельно, для того, чтобы отыскать Вику и Гришу, развернули масштабные поиски, в которых участвовали силовики и волонтеры из разных регионов России. По последним данным, число участвовавших в поисках людей превысило 500 человек.