
В маленьком селе Аятском в Невьянском районе двух подростков обвинили в поджоге соседского дома. Оба мальчика инвалиды, у них задержка умственного развития. Но их показания легли в основу судебного решения. И теперь родители должны выплатить крупную сумму погорелице. А они не верят, что их дети виноваты в пожаре. Говорят, в этом деле много нестыковок.
Когда к 15-летнему Денису (имена подростков изменены) пришли следователи, он рассказал, что вместе с другом Николаем залез в заброшенный дом, где они на полке взяли спички. Ключ от дверей ребята нашли в почтовом ящике. Вот только на суде, по словам мамы мальчика, выяснилось, что почтового ящика на месте ЧП вообще не было. Женщина уверена, что сын даже сам не понял, о каком доме шла речь.
— У меня ребенок не понимает обращенную к нему речь, не сопоставляет вымышленное с действительностью. У нас в селе много заброшенных домов, где они действительно ползали. Может, он рассказывал о каком-то из них. Может, вообще выдумал эту историю. Ему может сон присниться, а он выдаст его за явь, — рассказывает мама Дениса. — Вынесли решение, что они виноваты, со слов наших же детей, которые больны.

Позже родным Денис описывал совсем другую картину: что траву у дома подожгли какие-то ребята. Точно такую же версию рассказал и второй подросток, обвиняемый в поджоге. Он записал голосовое сообщение одному из приятелей, когда огонь еще полыхал.
Дознаватели установили, что во дворе загорелась сухая трава. Пожар начался около хозяйственных построек. Потом огонь перекинулся на дом. Полностью сгорела крыша, обрушились перекрытия, обуглились стены и мебель. Легковоспламеняющихся предметов и горючих жидкостей на территории не обнаружили.
— Проведена проверка. Формально усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного статьей 168 УК РФ — об уничтожении или повреждении чужого имущества в крупном размере, совершенных путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, — говорится в решении Невьянского городского суда.
Село Аятское разделилось на два лагеря. Одни защищают Дениса и Николая: рядом с местом пожара в это же время видели компанию старшеклассников. Другие только подливают масла в огонь: в местной школе рассказывают, что на одного из мальчишек часто жалуются сверстники.
— Дети говорят, что он может подойти и даже с матом на них накинуться. Агрессия у него проявляется, — сказал педагог, работающий в этой школе. — Мы не следователи, но многим кажется, что он мог и дом поджечь. Кто знает, что у больного ребенка в голове.

Прояснить ситуацию с поджогом могли бы камеры наблюдения, установленные на продуктовом магазине буквально в 50 метрах от места ЧП. Но в расследуемом деле их нет. По словам отца обвиняемого, именно в этот день из-за проблем с электричеством они не работали. А продавщица, которая из окна видела детей на площадке, в момент возгорания отвлеклась на телефонный звонок.
Хозяйки сгоревшего дома в тот день не было в селе, она уехала к внукам в Екатеринбург.
— Мой сын еле ходит, у него тяжелая форма эпилепсии, он не посещает школу, гуляет около дома. А в суде заявили, что он перелез через забор, а потом убежал с места пожара, — возмущается папа обвиняемого Николая. — Я всё время борюсь за порядок и справедливость. Сын у нас растет таким же. Все знают, что он такой. И когда люди узнают, что его обвинили в поджоге, все в шоке. Все знают, что это сделали другие подростки. Но всё повесили на моего ребенка.
Уголовное дело о поджоге закрыли из-за юного возраста обвиняемых. Но хозяйка сгоревшего дома подала гражданский иск о возмещении ущерба. Теперь две семьи должны выплатить ей без малого 1 миллион 200 тысяч рублей. Она нисколько не сомневается в виновности детей-инвалидов.
— Я на пенсии осталась без жилья совсем. На съемной квартире живу, получаю копейки, — рассказывает Елена. — Надо родителям смотреть за своими детьми. Эти два мальчика у них беспризорно бегают везде — а носятся они хорошо! Пусть не говорят, что у них там с ногами проблемы. Они везде плутают у них и по домам лазают. А спички зажечь — много ума не надо.
Родители мальчиков намерены бороться до конца и будут обжаловать решение Невьянского суда в областной инстанции. Они уверены, что вина их детей не доказана.
Ранее мы писали, как в Екатеринбурге дважды подожгли квартиру семьи из-за долгов пропавшего сына. Обычно вычислить пироманов помогают камеры. Так, в Нижнем Тагиле поджигатели попали на видео.
Прочитайте инструкцию о том, как действовать при пожаре. Ранее пожарный объяснял, в каких домах опаснее всего жить.