Свердловский областной суд вынес решение по делу о пляжном отдыхе, который закончился переломом челюсти и черепно-мозговой травмой для автомеханика Павла Малоземова. Всё случилось летом 2020 года в Каменске-Уральском. Сотрудник колонии-поселения избил молодого человека за то, что тот снял одежду на берегу.
Напомним суть произошедшего. Конфликт начался с ерундового повода: механик переодевался на пляже. Это не понравилось парню, который отдыхал неподалеку вместе с девушкой. Павел потом объяснял, что не хотел никого оскорбить: кабинок для переодевания не было, и он специально отошел в сторону, а друзья закрывали его полотенцами. Вскоре две компании снова встретились — на городской улице. К паре с пляжа присоединились еще двое парней.
Две стороны по-разному рассказывают об этой истории. Павел говорит, что молодой человек с пляжа начал провоцировать драку.
Предлагал «отойти и поговорить» — «иначе ты не мужик».
После словесной перепалки второй участник конфликта — прапорщик ГУФСИН Василий Кузнецов — сбил его с ног, стал пинать по голове. Сам же Кузнецов уверял, что Павел вел себя агрессивно, бросался на него, вооружившись «розочкой» (разбитым горлышком бутылки. — Прим. ред.).
Но после этого именно Павла увезли на скорой со сломанной челюстью и сотрясением мозга. Прапорщик сбежал, бросив лежавшего в крови человека, не вызвав ни скорую, ни полицию, и никакой «розочки» на месте происшествия не нашли.
Экспертиза установила, что здоровью мужчины был причинен вред средней тяжести: кроме других травм у Павла был сломан нос, он не мог нормально дышать. Четыре года Малоземов добивался справедливости. Полиция несколько раз выносила отказ в возбуждении уголовного дела — «ввиду отсутствия состава преступления». Якобы сотрудник ГУФСИН действовал правомерно, в рамках необходимой самообороны.
Примечательно, что мать Василия Кузнецова сама работала в отделе полиции, который проводил проверку по этому делу. Павел и его юрист Юлия Майорова считают, что это мешало беспристрастному подходу к расследованию. Отказы обжаловали в прокуратуре, и ничего не двигалось.
Но в итоге — спустя почти четыре года — уголовное дело всё-таки было возбуждено и дошло до суда. Нападавшего приговорили к году лишения свободы и тут же освободили от наказания: срок давности для этого преступления уже истек. Слишком долго шли все проверки.
Однако одновременно с уголовным процессом рассматривался гражданский иск о выплате компенсации за вред, причиненный жизни и здоровью Павла. Суд Красногорского района Каменска-Уральского принял решение взыскать с ответчика 200 тысяч рублей. Апелляция в Областном суде увеличила возмещение до 400 тысяч.
Павел Малоземов говорит, что так и не восстановился после травмы. Из-за перелома носовой перегородки он дышит с трудом, до сих пор живет на сосудосуживающих препаратах, и ему нужна операция. По ОМС сделать такую не получилось — оперировать нужно было в первые дни. Мужчина об этом не знал, в местной больнице его не проконсультировали, и он обратился только спустя месяц.
Сейчас цена такой операции в коммерческой клинике, учитывая состояние после травмы, смещение, — около 400 тысяч. Так что ничего хорошего нет.
— Еще вопрос, как приставы будут взыскивать: может, вычитать из зарплаты каждый месяц несколько лет, — говорит нам Павел. — Но я рад, что всё это закончилось, мы добились, дошли до суда, прошли все препятствия и сопротивление возбуждению дела.
Известно, что на данный момент нападавший уже не сотрудник правоохранительной системы — из ГУФСИН он уволился. Возможно, это произошло, когда стало понятно, что дело не спустят на тормозах.
Когда в областном ГУФСИН комментировали эту историю (еще до возбуждения уголовного дела), представители ведомства заверили, что этот случай разбирали с сотрудниками как пример того, что все конфликты с самого начала нужно решать в правовом поле, с помощью правоохранительных органов.
— Работа с личным составом ведется у нас очень тщательно, покрывать нарушения никто не будет, поведение сотрудников должно быть безупречным не только на службе, но и в обычной жизни, — отметили тогда в пресс-службе главного управления.
Ранее мы рассказывали, как военный, разнимая детскую драку, швырнул восьмилетнего ребенка на землю и сломал ему руку. Это попало на видео. Уголовное дело возбуждать не стали.