Екатеринбурженка Ольга Казанцева пожаловалась на учителя из школы-интерната № 8 на Титова, 28, где учится ее 12-летний сын Матвей. По ее словам, 7 марта педагог «речи и альтернативной коммуникации» поставила ее ребенку «сливу». В этот день мальчика вернули маме с уроков с синяком на носу.
Всё бы ничего, но из-за травмы носа у ребенка развился сложный отит, который Матвей лечит до сих пор. Ребенку пришлось отказаться от соревнований по горным лыжам и три недели провести на больничном. Рассказываем подробности этой истории.
Особенный мальчик
Матвей родился здоровым ребенком, но по мере его взросления родители заметили, что мальчик отличается от других детей. Его обследовали врачи и поставили ему ряд диагнозов, один из них — органическое поражение головного мозга. С полутора лет ребенок прошел множество реабилитаций, он работал с нейропсихологами, дефектологами и другими специалистами.
Сейчас его мама Ольга Казанцева делает упор на коррекцию его поведения. Сама она ведет блог о путешествиях и о том, как воспитывать ребенка с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья. — Прим. ред.). На ее Intagram* подписаны 700 тысяч человек.
Из-за целого ряда болезней у мальчика есть особенности поведения. Ребенок не агрессивный, но очень активный из-за СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности. — Прим. ред.). Он не может долго сидеть на одном месте, любит крутиться, вертеться. Конечно, учителя от этого не в восторге.
Матвей учится в школе-интернате № 8, в его классе всего пять человек. И это уже не первый конфликт.
Вернули ребенка с красными губами
В 2019 году Матвей учился в первом классе. 25 ноября Ольга забрала сына из школы пораньше. Ребенка маме вернули с красными губами.
— Я говорю: «Тебя по губам кто-то стукал?» Он ответил, что да. Я спросила, кто это сделал. Матвей ответил: «Дяденька». У них тогда был единственный учитель-мужчина по музыке. Я звонила в школу, но мне сказали, что директор в отпуске, мы ничего не знаем, — рассказала Ольга Казанцева. — Мы вернулись в школу, и вышел тот самый учитель музыки. Я ребенка спрашиваю: «Это он тебя стукнул?» Он стал истерить, когда его увидел — разревелся. Потом сказал, что да, это он стукнул. Мы сразу же поехали в полицию.
После визита в полицию Ольгу вызвали в школу и показали видео, которое сняла классный руководитель. Там ребенок повторял всё, о чем его спрашивал педагог. В школе объяснили, что записали видео, чтобы показать особенность поведения мальчика.
— Она позвала меня к себе и показала видео, где она спрашивает Матвея: «Тебя мама бьет?» Он говорит: «Бьет». Потом спрашивает: «Тебя папа бьет?» Он говорит: «Бьет». У меня ребенок просто повторял на автомате то, о чем она его спрашивала. И они это к делу тоже пришили, — объяснила Ольга. — Мой ребенок больше не ходил к этому учителю на уроки, он еще долгое время работал в школе. У сына была мощная психологическая травма.
Родители с сыном поехали на судмедэкспертизу и сняли побои, написали заявление в полицию и прокуратуру, но дело закончилось ничем. В ведомстве вынесли постановление о прекращении производства об административном правонарушении. Учителя опросили, и он сказал, что мальчик плохо себя вел и мешал заниматься одноклассникам. Ребенку сделали замечание, но никто никаких травм у него не заметил. На экспертизе же установили, что у ребенка была только ссадина на левой стороне лица. Ответы ведомств есть в распоряжении редакции E1.RU.
Три недели лечат отит после травмы
Следующие четыре года ребенок спокойно учился в школе, ничего не предвещало беды. Иногда педагоги делали замечания в его адрес, тогда Ольга предложила учителю и завучу нанять сыну тьютора или психолога, чтобы специалист сопровождал ребенка на уроках, но тогда в школе ей ответили, что в этом нет необходимости. Мальчик просто проходит адаптацию, тогда он только перешел в пятый класс.
Вот только 7 марта 2024-го Ольге опять вернули сына с синяком, на этот раз — на носу. Его она заметила не сразу, а только когда они сели в машину.
Мама утверждает, что мальчик говорил, что его обижают в школе, но не признавался, кто именно. А потом выдал, что учитель говорила ему «Закрой рот» и била его по подбородку. Никаких синяков не было, поэтому Ольга не придала сильного значения словам сына, но все-таки сказала об этом завучу и классному руководителю.
— И вот 7 марта почему-то мне сына долго не выводили, задерживались. Потом вышла классный руководитель. Когда мы сели в машину, я увидела, что у Матвея нос синий. Я говорю: «Кто тебе делал больно носик», он сказал, что Олеся Сергеевна. Спрашиваю, а что она сказала? Он ответил, сказала: «Не сморкай», — рассказывает Ольга. — Я написала сразу же нашей учительнице, но она ответила, что ничего не знает. Она думала, что он из дома такой приехал.
Ольга Казанцева написала жалобу на имя директора школы. А после, когда из-за травмы носа у ребенка развился отит, подала заявление в прокуратуру и обратилась за помощью к уполномоченному по правам ребенка в Свердловской области Игорю Морокову.
В школе же ей ответили, что у Матвея в тот день был насморк и он часто сморкался. Учительница выводила его в туалет, чтобы помочь высморкаться, а травму ребенку никто не наносил. Сам мальчик рассказал маме, что на уроке заплакал.
— Насморка у него быть просто не могло. В тот день их смотрел ЛОР, он бы точно увидел, что есть насморк, — утверждает Ольга. — Я предполагаю, что когда учитель зажала нос ребенку, он в это время пытался высморкаться, и жидкость попала в слуховую трубу из-за давления. Конечно, доказать, что травма связана с отитом, сложно, но, скорее всего, учитель причинила физическое насилие и сделала эту «сливу» на носу, я в этом не сомневаюсь. Мы уже третью неделю его лечим и не можем вылечить, такое у нас впервые. Врач подтвердила, что отит может быть связан с травмой.
Ольга Казанцева также обратилась за помощью к юристу Юлии Липинской. Вместе они планируют обратиться в свердловский Следственный комитет, чтобы там провели оценку деятельности школы.
— Очевидно, что дети-инвалиды не в состоянии себя защитить в подобных ситуациях. На обращения родителей должны своевременно реагировать контролирующие органы, но как показывает практика — это заканчивается отписками и повторными применениями насилия по отношению к ребенку, — утверждает юрист Юлия Липинская. — Мы уже подняли все факты, которые случились с конкретным ребенком, и планируем обратиться в Следственный комитет.
Что говорят в школе?
Директор школы-интерната № 8 Вадим Шмаков прокомментировал ситуацию порталу E1.RU. По его словам, мальчик пришел в школу с насморком. В школе провели служебную проверку, но факты физического насилия в отношении ребенка не подтвердились. Тем не менее учителям сделали выговор, за то, что они не сообщили о травме матери и школьному врачу.
— Наши коллеги утверждают, что действительно у него там синячок был какой-то, откуда, чего — никто понять не может. Я своим приказом наказал людей за то, что они врача и мать не поставили в известность. [Учителя] утверждают, что вот он сморкался, сморкался, хватался за нос. В классе сидели два человека. Я не думаю, что учитель сам хватал его, это вообще неприемлемо. Педагоги у меня опытные, грамотные. То есть я даже представить не могу, как это возможно, — объяснил Вадим Шмаков.
Он отметил, что готов лично ответить на все вопросы мамы мальчика и с ней, несмотря на конфликт, находится в хороших отношениях.
Соцсеть запрещена на территории РФ*
Мы подробно рассказывали о том, что надо делать, если ребенок получил травму в школе. Напомним, что директор учебного заведения несет ответственность за каждого ученика, находящегося на территории школы. Учитель же несет ответственность за то, если ученик травмировался на его уроке. Если так произошло с вашим ребенком, то юристы рекомендуют обратиться в прокуратуру и непосредственно в школу. А еще важно научить вашего сына или дочь сразу звонить родителям, если произошло что-то серьезное.
К сожалению, случаи детского травматизма в коррекционных школах — не редкость. В феврале 2024 года в Новоуральске педагог наотмашь ударил девочку-инвалида, инцидент попал на видео. Мы разбирались, почему учителя срываются на особенных детях и как это предотвратить.
В прошлом году подобная ситуация произошла в Нижнем Тагиле. Родители пожаловались на воспитательницу, которая жестоко обращалась с особенными детьми: одного из них она ударила плинтусом по спине, другого била по голове. Полиция выявила три факта насилия над малышами, о результатах проверки силовиков мы рассказывали здесь.
Прочитайте откровенный рассказ матери ребенка с ДЦП о том, как она оформляла инвалидность для сына и с какой бюрократией столкнулась на своем пути. Также мы рассказывали, как в Екатеринбурге работает служба школьных психологов, решающая подобные конфликты.