Происшествия Спецоперация на Украине проблема «По бензину мы оказываемся на грани»: эксперты — о последствиях атак украинских дронов на НПЗ в России

«По бензину мы оказываемся на грани»: эксперты — о последствиях атак украинских дронов на НПЗ в России

По их мнению, участившиеся удары носят сугубо политический характер

МЧС и скорые у нефтеперерабатывающего завода под Нижним Новгородом, в последние дни эта картина стала почти привычной
Источник:

В начале весны участились атаки украинских дронов на нефтеперерабатывающие заводы в России, включая очень крупный Нижегородский НПЗ. Мы спросили экспертов по энергетической безопасности, могут ли такие нападения сказаться на количестве бензина и дизтоплива, а также на их цене как на бирже, так и на АЗС. Тем более, что скоро в стране стартует посевная кампания и возрастет активность автомобилистов-частников. А минувшей осенью мы уже сталкивались с приостановками продажи топлива. Специалисты заявили, что считают сейчас ситуацию серьёзной, но еще далеко не критичной.

«С бензином хуже, чем с дизтопливом»

Эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков отмечает, что беспилотные атаки на НПЗ в первую очередь бьют по бензиновому производству.

— Дизтоплива мы производим примерно в два раза больше, чем потребляем на внутреннем рынке, половина дизеля экспортируется, поэтому при снижении объемов производства мы просто те объемы, которые раньше экспортировали, перенаправим на внутренний рынок, — объясняет он. — А вот с бензином всё сложнее, его мы производим примерно столько же, сколько потребляем. В обычное время около 90% произведенного за год бензина реализуется на внутреннем рынке, только 10% экспортируется.

Пожар на нефтеперерабатывающем заводе в Кстово, Нижегородская область

Эксперт отметил, что в марте удару подвергся завод «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез», где была авария в декабре, которая заявлялась как следствие технических проблем.

— А этот НПЗ производит примерно 10% российского бензина в стране, и получается, что когда он не работает, мы оказываемся на грани и получаем бензина столько же, сколько и потребляем, — объясняет Игорь Юшков. — Там есть небольшие излишки за счет того, что автомобильный сезон не начался. Но он стартует во второй половине апреля — начале мая. Спрос на топливо и бензин возрастет, и мы будем на грани.

Рынок бензина острее реагирует на любые недостачи, и специалист предполагает, что поэтому государство превентивно запретило экспорт именно его, а не дизтоплива. В качестве запасного варианта при неблагоприятном сценарии Игорь Юшков видит возможность перерабатывать топливо в Белоруссии.

— У них недозагружены два НПЗ, так как против них ввели санкции, запретив поставки белорусских нефтепродуктов на европейский рынок, — поясняет эксперт. — Они часть нефтепродуктов перенаправили через Россию, через порты Ленинградской области на экспорт в третьи страны, но при этом, видимо, сократили еще и переработку. Поэтому могут увеличить ее, и мы можем направлять им нефть на переработку, платить деньги за услугу, соответственно, забирать топливо.

Пожар на «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» — крупнейшем производителе нефтепродуктов ЮФО
Источник:

«Войска должны обеспечить безопасность нефтяников»

Игорь Юшков считает, что атаки украинских беспилотников носят предметный характер, их цель — нарушить обеспеченность бензином гражданского населения и бизнеса России.

— Украина с начала года целенаправленно бьет по системе хранения топлива и по НПЗ: мы видели удары и по Туапсе, и по Волгограду («Лукойл»), и по Нижнему Новгороду, хотя НПЗ сейчас находился в ремонте и не работал на полную мощность. Они решили его добивать, я думаю, прекрасно понимая, насколько важно это предприятие с точки зрения обеспечения бензином. Это крупнейший в России производитель именно бензина. И обязанность государства — защищать эти заводы.

Звучащие предложения самим НПЗ работать над безопасностью своих объектов Игорь Юшков считает несерьезными:

— Что они могут? Какие-то, может быть, «дронобойки» купить? Да, но это работает против коптеров, которые диверсанты из кустов будут запускать, но не против дронов самолетного типа. Защищать от них должны уже полноценные системы ПВО, а компании, естественно, не могут купить себе установку ПВО, это монополия государства. И в этом плане нефтяные компании свою работу делают: они в том числе войска обеспечивают топливом, и теперь войска должны обеспечить безопасность нефтяников.

В результате атаки загорелся нефтезавод в Рязанской области
Источник:

Ситуацию на топливном рынке Игорь Юшков называет напряженной.

— Всё, что находится в 1000 км от линии фронта — всё в зоне риска, и нужно защищать стратегические объекты. Конечно, украинцы рассчитывают не на то, что российские танки встанут без топлива. Танки работают на дизеле, а на бензине ездят в основном гражданские автомобили, — отмечает он. — Логично предположить, что у них цели не военные, а, скорее, политические: создать дефицит бензина на внутреннем рынке и за счет этого раскачать критическое недовольство в российском обществе.

Однако рост цен на российских АЗС эксперт не считает реалистичным сценарием в ближайшей перспективе:

— Дефицит бензина, если он случится, вызовет сначала рост цены на бирже, а не в рознице. То есть люди этого сначала не увидят, а в дальнейшем всё будет зависеть от государства, как оно будет договариваться с нефтяными компаниями, как обеспечит нужный импорт из той же Белоруссии. Поэтому здесь и сейчас подорожания топлива на АЗС ждать не нужно. Главное — быстро восстанавливать и защищать НПЗ.

«Санкции нанесли больший ущерб»

Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что паника в большей степени разгоняется искусственно, потому что реальные последствия от беспилотных атак не настолько велики.

— Я пока был бы аккуратен в оценках, потому что да, нанесены удары по НПЗ, да, в Нижнем Новгороде и Рязани есть определенные повреждения, но на самом деле санкции и технологические ограничения нефтепереработке нанесли больший ущерб, чем дроновые атаки, — объясняет он. — И авария на Нижегородском НПЗ (в прошлом году. — Прим. ред.), связанная с проблемами с импортным оборудованием, имела более тяжелые последствия, нежели удар дроном. Поэтому пока я всё-таки оцениваю масштаб технологических проблем как не слишком значительный.

Источник:

Парализовать отрасль такими нападениями, по мнению Константина Симонова, непросто:

— У нас много перерабатывающих мощностей, и нанести реальный чувствительный удар нашей переработке всё-таки сложно. Да, у нас основные НПЗ в европейской части России. Если мы говорим про зону поражения 1000–1100 километров, туда попадает большое количество объектов нефтепереработки, нефтехранения. К этому нельзя относиться легкомысленно. Но говорить о том, что Украина сможет нанести серьезный удар по переработке, что это вызовет дефицит бензина, что в стране вырастут цены на топливо — это явное преувеличение. На это, кстати, и рассчитано. Это больше психологическая атака нежели реальный удар по переработке.

Введенный ранее запрет на экспорт бензина Константин Симонов считает мотивированным, в том числе рисками подобных атак.

— У правительства есть план Б, и запрет на экспорт бензина, я почти убежден, введен на основании анализа последствий как раз технологической аварии на Нижегородском заводе. Это вовсе не было предвидение, что вот сейчас дроны полетят в НПЗ, и мы вот заранее ввели запрет. Нет, я думаю, что технологически Нижегородский НПЗ — это крупное предприятие, которое производит 8–10% бензинов в стране. Объем экспорта бензина у нас 10% от производства. И вот такой и был мотив: давайте подстрахуемся и введем запрет на экспорт бензина. Дизель у нас вывозится весной и летом в гораздо больших объемах. И в этом плане у правительства есть вариант на случай дефицита (если предположить такой сценарий) — ввести ограничение на экспорт и дизеля.

«Последствия есть, но не катастрофические»

Константин Симонов полагает, что атаки могут нанести не прямой, а косвенный ущерб экономике.

— Самое неприятное последствие — это ограничение поставок нефтепродуктов за рубеж, что тоже чувствительно, кстати, — продолжает он. — Потому что это налоги, это поступления в бюджет, это тоже на нас скажется. Я вовсе не сторонник идеи, что это комариный укус и ерунда. Это имеет последствия для экономики, но они не такие катастрофичные, как многие пытаются изобразить. В этом плане массового дефицита топлива на внутреннем рынке и резкого роста цен не будет. Пока никакой паники нет.

Предположительно, на фото — горящая нефтебаза в Орле
Источник:

Кроме того, по мнению эксперта, такие удары продлятся недолго.

— Я думаю, что это специально под выборы президента сделано, и думаю, у Украины вряд ли есть возможность с такой высокой интенсивностью дроновые атаки продолжать. Но это в любом случае вопрос, и к нашим системам ПВО тоже, и в этом плане надо крупные заводы прикрыть, — резюмирует он.

Напомним, 12 марта дроны прилетели сразу в девять регионов России. Очередная массовая атака случилась в ночь на 13 марта. Эксперты считают, что ПВО не всегда эффективна против дронов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE2
Смех
HAPPY2
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
122
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Площадь — 25 квадратов, а в реестр вписали 255». Как легко разориться на налогах из-за ошибок в документах
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Мнение
«Ноги будут гореть огнем». Бортпроводник «Уральских авиалиний» — о том, как правильно выбрать место в самолете
Кирилл Фрош
Мнение
«Мужик грозил ножом, женщины кидались с кулаками»: случаи в такси, от которых ни один водитель не застрахован
Наталья
Мнение
«Везла 15 кг за 200 рублей». Курьер — честно о зарплате и сложностях работы
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Никакой справедливости!» Журналистка засудила застройщика, сорвавшего сдачу дома, но всё равно осталась без денег
Ирина Порозова
Редактор раздела «Бизнес»
Рекомендуем
Знакомства
Объявления