В Кировском районном суде Екатеринбурга рассматривали резонансное дело о гибели девочки в детском саду. Трехлетний ребенок получил удушье на горке во время прогулки и через несколько дней скончался в больнице. Сегодня, 24 января, прошло уже второе заседание по делу. Обвиняемая — воспитательница Яна Хакимова. В ходе судебного следствия заслушивали четверых свидетелей.
Корреспонденты E1.RU работали в зале суда, мы рассказывали о ходе заседания в режиме онлайн.
Трагедия произошла в детском саду № 180 на Пионерке в конце января прошлого года. Сначала правоохранительные органы сообщили, что ребенок зацепился за горку своим шарфом. Но в ходе разбирательства выяснилось, что его на девочке не было. Как рассказал источник E1.RU, малышка была одета в снуд и куртку с безопасным отстегивающимся капюшоном.
В апреле детский сад оштрафовали. В постановлении суда не было ни слова о шарфе.
— Несовершеннолетняя застряла головой в проеме, расположенном между площадкой для скатывания и второй площадкой, предназначенной для спуска на канате, — говорится в постановлении Кировского суда. — После извлечения девочки из проема воспитатель отнесла ее в группу, где сделала искусственное дыхание, непрямой массаж сердца, после чего ребенок подал признаки жизни. По вызову приехала бригада скорой помощи, девочка была госпитализирована в ДГКБ № 9. 31 января 2023 года поступило сообщение о смерти ребенка.
В сентябре родители малышки получили компенсацию в 4,4 миллиона рублей.
Сегодня суд должен был заслушать шестерых свидетелей, но на заседание явились только четверо. Первой выступает заведующая детским садом № 180 Екатерина Чунтонова.
— Яна Владимировна пришла работать в 2016 году. Сказала, что хочет работать с детьми. Быстро влилась в коллектив. Ответственный, творческий и порядочный человек, готовила районные мероприятия, была ведущей. Она очень активная. Помогала возрастным коллегам работать на компьютере. Ее любят дети и родители. Аттестации проходила успешно, — говорит о своей подчиненной заведующая. — Она чувствует детей и знает, кого привлечь к занятию, кого оставить в покое. Она работала с особенными детьми и прекрасно справлялась. Она педагог от Бога.
Сама обвиняемая не смогла сдержать слез от таких слов.
Екатерина Чунтонова добавляет, что воспитательница никогда не получала никаких замечаний, только благодарственные письма. Яну характеризуют как организованную сотрудницу, которая никогда не опаздывала.
Заведующая — о последовательности событий
Заведующая детским садом рассказала последовательность страшных событий, которые произошли 25 января 2023 года.
— Было полное впечатление, что Аня смотрит, как играют другие дети. Ничего не говорило о том, что в данный момент происходит беда, что ребенок травмируется и что нужны меры по спасению. У Яны Владимировны всё четко по часам, оставалось четыре минуты до конца прогулки. Она проходит вдоль веранды к игровому ящику. Есть дети, которые на первое предложение собрать игрушки, не реагируют. Мы относимся к этому спокойно. И, когда Яна Владимировна второй раз подает команду собрать игрушки, в этот момент Яна Владимировна, говорит, поняла, что Анечка стоит в том же положении, в котором она ее уже видела. Она подбегает к ней, извлекает из проема горки и поднимает на платформу, — вспоминает Екатерина Чунтонова.
В этот момент девочка была уже без сознания. Аня пробыла в проеме восемь минут. Воспитательница положила ее на снег, а потом подняла на руки и стала звать коллегу из соседней группы, чтобы она посмотрела за детьми, а сама побежала в здание детского сада. На помощь прибежали завхоз и охранник. Ребенка раздели, начали делать ему искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. В этот момент Яна Владимировна стала звонить маме Ани и в скорую помощь. Позже на помощь девочке прибежала медработник.
Известно, что вместе с погибшей девочкой в группе Яны Хакимовой было еще порядка 30 детей в возрасте трех-четырех лет.
По словам заведующей, игровые комплексы «Ксил-балтекс» считаются одними из лучших, такие стоят и в других детских садах района.
Конструкцию, которая убила малышку, установили 25 сентября 2020 года. Позже выяснилось, что в горке не хватало одного бруска. Это стало понятно только после трагедии.
— Несчастный случай произошел из-за отсутствия бруса, ребенок бы не провалился в проем и не застрял. Зазор был около 35 сантиметров. Аня пыталась сползти в этот зазор, а голова застряла. Воспитатель надлежаще исполнял свои обязанности, все дети были в поле зрения, — добавила заведующая.
Екатерина Чунтонова рассказывает, что после трагедии воспитательница не могла спать и начала принимать антидепрессанты по назначению врача.
В суде продолжают заслушивать показания заведующей детским садом. Она говорит, что дошкольное учреждение каждый год проверяли сотрудники мэрии и силовики. У них не было замечаний к горке, на которой погиб ребенок.
Слово дали второму свидетелю — завхозу Юлии Блиновой. Именно она принимала горку, когда ее устанавливали в 2020-м. Она же была в детском саду во время трагедии и пыталась спасти девочку.
Работница рассказала, как это было. Она услышала крик воспитателя о помощи и прибежала в группу. Девочка лежала на полу, ей делали массаж сердца и искусственное дыхание
— Ребенок был без сознания, губы были синие, — рассказала Юлия Блинова.
В ожидании скорой помощи и медика реанимировать девочку пытались воспитатель и завхоз. Сколько именно времени это продолжалось, женщина не помнит.
Сейчас суд заслушивает заведующую соседним детским садом № 230 Любовь Старцеву. Она поясняет, что в ее учреждении установлены такие же игровые комплексы, как и тот, на котором погиб ребенок.
— Комплексы одинаковые, за единственным исключением — в саду, где произошла трагедия, в проеме нет бруска, закрывающего дырку. Из-за этого туда способен пролезть ребенок. Производством и установкой других комплексов также занимался «Ксил-балтекс», — утверждает Любовь Старцева.
Следующий свидетель — воспитатель детского сада № 180 Наталья Портнягина. Судя по ее показаниям, она сама своими глазами ничего не видела, о происшествии знает только со слов коллег.
Сейчас в суде выступает еще одна воспитательница, Екатерина Васильева. В тот роковой день она гуляла со своей группой на соседнем участке.
— Всё было как обычно, дети гуляли, были активные. Момент, когда заметили, что девочке плохо, я не видела, — говорит педагог. — В Следственном комитете мне показали запись с камер. Там видно, как девочка свешивает ножки, и она потом застряла, ножки висят, болтаются. В это время Яна Владимировна была на веранде, она собирала детей. Никаких криков и детского плача в тот день я не слышала.
В редакцию E1.RU написала Александа Печенкина, сын которой ходил в группу к Яне Владимировне с 2016 по 2020 год. Екатеринбурженка охарактеризовала воспитательницу как очень внимательного педагога.
— Ребята и родители были счастливы, что попали именно к ней. Она всегда внимательно следила за детьми, они всегда были в ее поле зрения, она никогда не кричала на них, мастерски улаживала конфликты. У нас детки были совершенно разные, некоторые со своими особенностями, но никогда не было с ее стороны разделения или какого-либо косого взгляда, она любила и занималась со всеми, находя в каждом какой-либо свой талант, — поделилась Александра. — Я считаю, что Яна Владимировна не виновата, она ответственный воспитатель и хороший, порядочный человек.
На этом заседание завершено. Следующее запланировали на 26 января. В этот день будут заслушивать двоих свидетелей, в том числе охранника, который был на прогулке с детьми.