8 октября в Первоуральске машина снесла школьника-самокатчика. Он стремительно пересекал дорогу через пешеходный переход.
Автоэксперт Дмитрий Ларионов уверен, что эта авария — очень яркий пример, на котором детей можно учить правильному поведению на дороге. Прочитайте его детальный разбор.
Данное ДТП случилось по сценарию, о котором долгие годы была масса споров. Дело в том, что оба участника движения имели право на движение. Давайте разберём:
Автомобиль выехал на перекрёсток спустя 0,15 секунды после включения жёлтого сигнала светофора. В таких условиях пункт 6.14 ПДД разрешал ему движение, поскольку в момент включения жёлтого сигнала водитель находился от стоп-линии в 1,5 метра и не имел ни малейшей возможности остановиться. Его скорость, кстати, составляла около 38 км/ч.
Мальчик, как хорошо видно на записи, начал переход после включения зелёного сигнала светофора.
Таким образом, каждый участник имел право на движение. Кто кому в таких случаях должен уступать дорогу, не было понятно много лет.
Однако 1 марта 2023 года в ПДД произошли серьёзные изменения. Многие помнят, что именно тогда появилось определение «средства индивидуальной мобильности», были серьёзные правки, чтобы урегулировать их движение. Но есть один маленький нюанс, который ускользнул от всеобщего внимания. Дело в том, что из пункта 4.5 ПДД, который вводит обязанность пешеходов на переходе, исключили всего одно слово. Теперь первое предложение этого пункта выглядит так:
«4.5. На пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.»
Раньше этот пункт ПДД обязывал пешеходов убеждаться в безопасности пересечения дороги только по нерегулируемым переходам.
Теперь такая обязанность существует на любых переходах, в том числе и регулируемых при движении на зелёный сигнал светофора.
Таким образом, нарушение ПДД ребёнком становится очевидным: он выехал на проезжую часть, не посмотрев по сторонам и не убедившись в безопасности перехода, и потому является виновником ДТП.
Что касается водителя, то в момент обнаружения опасности он находился от места будущего наезда всего в 14 метрах. Остановочный путь на мокром асфальте с его скоростью составляет 16–20 метров (по разным способам расчёта). Раньше он обнаружить опасность не мог, потому что дети находились за забором и столбом и не были видны.
Таким образом, водитель был лишён возможности избежать ДТП путём торможения, а лишил его такой возможности как раз пешеход.
В действиях водителя нет нарушений ПДД, состоящих в причинно-следственной связи с ДТП, и в наезде он невиновен.
Единственное нарушение водителя состоит в том, что сразу после наезда он отпустил тормоз. К сожалению, такое бывает из-за шокового состояния. Но всем повезло, что никто не пострадал, даже невзирая на это.
По закону водитель (а вернее, для начала его СК ОСАГО) будет обязан возместить вред, причинённый пешеходу. Эта обязанность существует вне зависимости от вины.
В завершение — о том, что касается пешехода. Я бы настоятельно рекомендовал родителям и преподавателям объяснять детям, в том числе на доходчивых примерах (в том числе на данном примере), что перед переходом дороги нужно обязательно осмотреться, даже если идёшь на зелёный.
Раньше это было рекомендацией, а теперь это прямая обязанность согласно ПДД.
Также на проезжей части нельзя двигаться бегом или передвигаться любым способом быстрее пешего хода. К сожалению, пока это лишь рекомендация, но нарушители этого правила имеют значительно больше шансов попасть под колёса.
Согласны с автором?
Тем временем в Академическом автохамы нашли хитрый способ объезжать пробки. Эксперт объяснил, почему за это можно лишиться прав. Прочитайте также разбор ДТП с учеником автошколы и гибели байкера на пустой дороге.