Утром 12 сентября самолет «Уральских авиалиний», летевший из Сочи в Омск, сел посреди пшеничного поля в Новосибирской области. К счастью, все пассажиры и члены экипажа остались живы.
На экстренной пресс-конференции гендиректор авиакомпании Сергей Скуратов заявил, что на подлете к Омску экипаж сообщил о выходе из строя гидравлической системы. По словам Скуратова, командир выразил опасение, что длины посадочной полосы в омском аэропорту может не хватить, если вдруг возникнут проблемы с торможением, поэтому решил посадить самолет в новосибирском Толмачево. Топлива должно было хватить, но его расход вырос из-за незакрытых створок шасси и ряда других причин.
За две недели история об аварийном приземлении Airbus A320 обросла многочисленными версиями о причинах инцидента: к обсуждению подключились эксперты, блогеры и всевозможные источники журналистов, «знакомые с ситуацией». Наши коллеги с портала NGS.RU поговорили с экспертом, который считает, что в случившемся есть ошибка пилотов.
Версии
О сомнительных решениях экипажа эксперты начали говорить в первый день после аварийной посадки. Специалисты отмечали, что в рамках возбужденного уголовного дела (по ст. 263 УК РФ — «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта») силовикам предстоит ответить на два главных вопроса: почему пилоты решили не садиться в Омске и почему по пути в Новосибирск в самолете «внезапно» закончилось топливо.
Если представить, что версия гендиректора «Уральских авиалиний», мягко говоря, не близка к истине, то картина инцидента начинает играть совершенно иными красками. Недавно в авиационных чатах начали распространять диалог между двумя пилотами, который якобы является расшифровкой черного ящика со злополучного рейса Сочи — Омск. «Сенсацию» подхватили журналисты, которые при этом всякий раз подчеркивают, что за подлинность записи не ручаются.
В диалоге, как предполагается, уже после отказа одного из контуров гидросистемы второй пилот спрашивает командира, что делать. Тот отвечает — мол, пойдем в Новосибирск. Возникает недоумение: зачем лететь в соседний город, если сесть можно «здесь», второй пилот «всё рассчитал». При этом он называет командира Серега (командир Airbus A320 «Уральских авиалиний» — Сергей Белов. — Прим. ред.).
— Ага, и заторчим на сутки, пока бригаду пришлют, а в Новосибе — база, наши договорятся, отремонтируют за три часа, домой полетим, — отвечает «командир».
На вопрос, хватит ли «керосина», «Серега» отвечает, что «еще тонна останется».
Вопросы к подлинности записи есть: в Следственном комитете на транспорте, где ведут расследование, заявили, что расшифровок с черного ящика еще не получали. При этом указанный диалог коррелирует с информацией, которую в редакцию NGS.RU передал источник в авиаотрасли, знакомый с ситуацией.
— Ситуация интересная: с одной стороны, они вроде посадили самолет, всё хорошо, но с другой стороны — поступили не совсем грамотно, — отметил собеседник.
По его словам, после отказа гидравлической системы при заходе на второй круг над Омском пилоты якобы начали читать мануал к Airbus A320. В руководстве к пользованию самолетом они вычитали, что с выпущенными створками шасси расход топлива увеличится на 180%.
— Они должны были это понимать так: обычный расход плюс еще 180% от обычного, а они подумали, что будет просто 180-процентный расход. Они просчитались, — пояснил источник.
Собеседник подчеркнул, что реальное положение дел известно руководству авиакомпании, поэтому летчикам придется нелегко.
Мнение эксперта
Пилот обязан знать мануал к самолету, которым управляет, — это одно из условий получения допуска к управлению авиалайнером, заявил корреспонденту NGS.RU бывший независимый эксперт космического кластера Фонда «Сколково», экс-конструктор ОКБ «Сухой» авиаэксперт Вадим Лукашевич. По его словам, в экстренных ситуациях летчики ведут расчеты «не на калькуляторах», поскольку «у них есть бортовые компьютеры».
— Летчик может забыть, на сколько увеличивается расход топлива в той или иной ситуации, но он должен понимать, что выпущенные шасси очень сильно увеличивают сопротивление воздуха и, как следствие, очень сильно растет расход. У тебя сопротивление растет: ты уже не обтекаемый самолет, а телега в воздухе, еще и скорость меньше. То есть, если ты получил какую-то цифру на компьютере, то смело умножай ее на полтора. Такие вещи должны быть на автоматизме, — пояснил эксперт.
Почему пилоты Airbus A320 могли произвести неправильный расчет, Лукашевич судить не берется. Он подчеркнул, что «легко рассуждать на диване» о жесткой стрессовой ситуации, в которой решение нужно принимать в условиях ограниченного времени.
— Я считаю, что у нас нет права даже фантазировать в этой ситуации, потому что мы не были в ней. Но вообще стрессоустойчивость — это один из важнейших факторов, по которому тестируют летчиков. Если ты не стрессоустойчив, то и в пилоты идти не следует, — заключил специалист.
По его мнению, командир рейса Сочи — Омск принял неверное решение.
Рассказ пилота самолета о том, как всё случилось, читайте по ссылке. Его также уже допрашивали следователи. Все новости по теме мы собираем в одном разделе.