15 августа 2019 года экипаж «Уральских авиалиний» совершил вынужденную посадку, которую сразу назвали «чудом на кукурузном поле». Airbus A321 при вылете из подмосковного аэропорта Жуковский столкнулся со стаей чаек, оба двигателя оказались повреждены. Командир Дамир Юсупов принял решение садиться в поле. Все пассажиры и члены экипажа остались живы, десятки людей получили травмы, второй пилот Георгий Мурзин попал в больницу с ушибом грудной клетки. Вспоминаем историю этого рейса.
«Мысли были только о том, как не допустить падения»
Борт А321 выполнял рейс из Жуковского в аэропорт Симферополя. Как в тот же день рассказывал Дамир Юсупов, после взлета поступил сигнал о неустойчивой работе двигателей: сначала левого, а потом и правого.
— Мы на тренажере отрабатываем такие ситуации. Планировали отработать отказ одного двигателя, второй отключить, затем развернуться и пойти на посадку. Но когда увидели, что второй двигатель тоже теряет мощность, а самолет начал снижаться, то произошло то, что произошло, — объяснял пилот.
По его словам, времени на принятие решения было мало.
— Были другие варианты, но хорошо, что мы не пошли на них. Благодаря этому мы сели без кренов и с нормальным углом. Шасси не выпускал специально, поскольку так было безопаснее. Если бы были другие попытки, то всё могло закончиться плохо, — добавил Дамир Юсупов. — Мысли были только о том, как не допустить падения, а когда оно было неизбежно — то о том, чтобы как можно мягче посадить самолет.
Старший бортпроводник Дмитрий Ивлицкий помогал эвакуировать пассажиров после жесткой посадки. Его фраза «Идем правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы» стала крылатой и дала название фильму, вышедшему через три года после событий.
Дмитрий рассказывал: члены экипажа сами до последнего не понимали, что возникла нештатная ситуация. По его словам, особой паники на борту не было, но крики раздавались. После приземления он попросил всех успокоиться, показал, где аварийные выходы, и пассажиры друг за другом начали прыгать на надувные трапы:
— Нас постоянно готовят, всё отрабатываем — посадку на воду, на сушу, разгерметизацию. Работал как робот, всё как учили — отстегнуть, дать команду открыть дверь, всех эвакуировать. Кто-то пытался [взять вещи], но я сказал — быстренько выходить, не до вещей было. Меньше чем за минуту 226 человек были на поле. Когда все пассажиры вышли, дал бортпроводникам аптечки, чтобы помогали пассажирам.
Знаменитую фразу Дмитрий произнес, когда увидел, что пассажиры замешкались около самолета. В кукурузе высотой с человеческий рост было сложно сориентироваться, куда идти.
— Когда я вышел [из самолета], пассажиры гуляли в кукурузном поле. Я говорю — быстрее, они — куда бежать? Мегафон взял, говорю — левее! Куда левее-то? Смотрю — слева кукурузное поле, справа кукурузное поле, куда ориентироваться? На солнце! — с улыбкой вспоминал он.
«Я вижу, что мы медленно теряем высоту»
Пассажиры «кукурузного» рейса сразу после приземления не могли сдержать эмоций.
— Нас тряхануло, конечно, у кого-то есть повреждения и ушибы, кто не успел сгруппироваться. Но все живы! Пилоты просто гении! Эвакуация на высшем уровне, скорые и МЧС сразу отреагировали. И это один из немногих случаев, когда пассажиры были просто молодцы, все помогали друг другу, — говорила пассажирка Ольга.
Спустя год они рассказывали о пережитом уже спокойнее.
— Я заметил, что мы летим уже почти минуту. Обычно спустя минуту самолет уже на приличной высоте — километр, думаю, не меньше, — а тут мы толком-то и не оторвались почти, — вспоминал Артемий Поляков. — Я вижу, что мы медленно теряем высоту, и, в общем, сказать, что я обалдел, — значит ничего не сказать. Но не было паники, в этом вся особенность ситуации. Не было абсолютно никакой паники, было молчание.
Кстати, фраза Дмитрия Ивлицкого сначала очень разозлила пассажира:
— Когда мы с друзьями шли, и я эту фразу впервые услышал, сказал: «Господи, ну неужели нельзя дать нормальный ориентир?» И уже сейчас, с холодной головой, я понимаю, что бортпроводник сделал всё правильно, но вот тогда у меня был стресс, злость, и я такой: «Господи, ты ведь стоишь в самолете, неужели нет нормального ориентира?» Но на самом деле это всё лишь мои бредни, и я рад, что всё так получилось. Пилотам большое уважение.
— Всех переполнял адреналин, — вспоминал еще один пассажир, Игорь. — Все сразу достали телефоны и начали звонить родным, друзьям, чтобы излиться и пережить это как-то. А когда нас забирал автобус, он только успел тронуться, как тут же заглох. Я говорю: «Что, опять?» И все заржали. У всех хорошее настроение было.
«Действия экипажа имеют признаки дезорганизации, непоследовательности и хаотичности»
Уже на следующий день, 16 августа, Дамир Юсупов и второй пилот Георгий Мурзин были удостоены звания Героев России, а бортпроводники Дмитрий Ивлицкий, Алия Слякаева, Надежда Вершинина, Яна Ягодина и Дмитрий Гончаренко получили ордена Мужества. Власти Екатеринбурга подарили всем членам экипажа новые квартиры, их приглашали в «Вечерний Ургант» и другие популярные медиапроекты.
Несмотря на счастливый финал истории, эксперты и наблюдатели задавались вопросами: правильно ли действовал экипаж в сложившейся ситуации и можно ли было «дотянуть» до полосы вместо кукурузного поля? Международный авиационный комитет (МАК) начал расследование, которое завершилось только в 2022 году. В нем, в частности, было указано, что экипаж не убрал шасси сразу после взлета.
— Пропуск этой типовой операции, выполняемой «на автомате» в каждом полете, свидетельствует о том, что наиболее вероятно, на данном этапе оба члена экипажа пребывали в неоптимальном психоэмоциональном состоянии, при этом образ восприятия полета у них был критически сужен. Вероятной причиной этого является резкий скачок психоэмоционального напряжения после столкновения со стаей птиц, то есть экипаж начал терять работоспособность в психологическом плане, — говорится в документе.
Уборка шасси называется «критически важной» для этого аварийного полета, потому что могла бы позволить продолжить набор высоты без потери скорости.
— Таким образом, с самого начала развития особой ситуации действия экипажа, в первую очередь КВС, имеют явные признаки дезорганизации, непоследовательности и хаотичности, то есть частичной потери работоспособности в психологическом плане, — заключила комиссия.
В марте 2023 года Дамир Юсупов во время пресс-конференции подтвердил, что не всё во время экстренной ситуации было сделано по инструкции, но отметил, что в конечном счете именно это помогло сохранить жизни пассажиров и членов экипажа.
— Условия, в которых находился самолет, выходили за рамки ожидаемых во время испытаний, — сказал он. — Безопасный исход полета не гарантировался. Что-то мы сделали по инструкции, а что-то далеко не по инструкции. Благодаря этому полет завершился благополучно. Шасси не было убрано, оно вызывало дополнительное сопротивление. По инструкции шасси надо сразу убирать. Но благодаря тому, что оно не было убрано, мы пролетели меньшее расстояние и выполнили посадку в пределах поля. Пролетели бы дальше — там были бы уже строения и лес.
Встречи экипажа и пассажиров
Через два месяца после экстренной посадки А321 пассажиры встретились с членами экипажа, чтобы поблагодарить их за спасение. Следующая встреча состоялась через год, с тех пор они стали традицией.
Вскоре после аварийной посадки на кукурузу было объявлено, что по этой истории снимут художественный фильм. В 2023 году он вышел на экраны. Командира сыграл актер Егор Бероев, а Дамир Юсупов стал главным консультантом картины «На солнце, вдоль рядов кукурузы».
Как рассказал E1.RU Дамир Юсупов, в этом году встреча членов экипажа и пассажиров тоже состоится, но в конце августа, а вот 15-го числа он будет отдыхать после рейса, каких-то мероприятий на этот день не запланировано.
— После выхода фильма была новая волна медийности, тем более я ездил с предпремьерными показами по некоторым городам страны. Сейчас активность немножко поубавилась. Сами понимаете, популярность «обостряется», когда есть повод: День авиации, годовщина посадки в кукурузу — тогда вспоминают эти события. А так сейчас сильного ажиотажа нет, спокойно всё. Работаю в той же авиакомпании, в той же должности. С экипажем поддерживаем связь, общаемся, — сказал пилот.
Идет своим чередом жизнь и у остальных членов экипажа. Георгий Мурзин переехал в Подмосковье, Яна Ягодина получила повышение и стала старшим бортпроводником, Алия Слякаева перешла в московский отряд и написала книгу о случившемся, Дмитрий Гончаренко много путешествует, Дмитрий Ивлицкий работает и воспитывает дочку и сына.
Прочитайте большое интервью с Дамиром Юсуповым, в котором он рассказал о фильме и своей жизни.