В Новоуральске сообщили о ЧП на местном комбинате, где хранятся тоннами ядерные «хвосты». Один из рабочих погиб при разгерметизации контейнера с обедненным гексафторидом урана. Это вещество используют для создания топлива для ядерных реакторов на быстрых нейтронах (MOX-топлива).
Откуда взялись в Новоуральске эти самые бочки и чем опасны подобные ЧП, разберемся в этой статье.
Обедненный гексафторид урана — побочный продукт переработки гексафторида урана в обогащенный уран. Соединение в 1,7 раза менее радиоактивно, чем природный уран, и не несет угрозы для здоровья человека.
Откуда взялся гексафторид урана?
В больших объемах вещество со сложным названием завезли на Урал из Германии в 2019 году. Тогда «Росатом» заключил контракт с немецкой Urenco (компания занимается обогащением урана для использования в качестве топлива на АЭС). Журналистов приглашали на Уральский электрохимический комбинат (УЭХК), где занимаются переработкой ядерных «хвостов». И подробно рассказывали о том, почему бочки не представляют опасности.
Физик-ядерщик, популяризатор науки Дмитрий Горчаков тогда объяснял E1.RU, что даже обогащенное урановое топливо можно безопасно держать в руках и находиться рядом с ним. Но вот с химической точки зрения эта штука будет пострашнее.
— Уран перевозится и перерабатывается не в чистом виде, а в форме соединения с фтором — гексафторида урана. При контакте его с влагой возможно образование кислоты. Поэтому перевозят и хранят его в герметичных металлических контейнерах, — говорил он. — Тут надо понимать, что мы опять имеем дело с некоторой радиофобией и предвзятостью. Подобных материалов, токсичных и химически опасных, типа хлора, аммиака, соляной кислоты и др. ежедневно производится и перевозится на порядки больше, чем гексафторида урана (поэтому часто встречается аббревиатура ОГФУ — обедненный гексафторид урана). И с подобными опасными веществами люди умеют работать.
«В обедненном уране более активного изотопа меньше, то есть он менее радиоактивный, чем природный уран»
Обедненный уран хранят в высокопрочных металлических контейнерах, в каждом около 10 тонн. Они в 2019 году и стали главным страхом экоактивистов. Например, физик Андрей Ожаровский отмечал, что именно разгерметизация таких контейнеров является основной опасностью для людей.
— Случаи выхода вещества в окружающую среду из этих контейнеров уже были. Трупов нет, но только потому, что протечки оказались небольшими, — говорил Ожаровский.
Что происходит при разгерметизации контейнеров?
На производстве не раз отмечали, что контейнеры с ОГФУ очень крепкие, их делают из высокопрочной углеродистой стали. Металл рассчитан на экстремальные механические и коррозионные воздействия. Но несмотря на это, ЧП с ними иногда всё же случаются.
Например, в «Росатоме» ранее выпускали целую методичку о плюсах и опасностях обедненного гексафторида урана. Там перечислены несколько самых громких ЧП за всю историю ядерной отрасли.
— За последние 45 лет известно примерно о десяти происшествиях с контейнерами в хранилище с твердым гексафторидом урана. Большинство происшествий было вызвано коррозией вокруг вмятин, образовавшихся при неправильном обращении, или коррозией вокруг дефектов сварки. Кроме того, имели место ошибки персонала, в результате которых происходила разгерметизация контейнеров, — говорится в методичке «Росатома».
Вот что известно о самых громких ЧП и их последствиях:
США, 1944 год. Сварной шов на контейнере с газообразным природным гексафторидом урана, который разогревался паром, разорвался на длине 244 сантиметра. В атмосферу было выпущено около 180 кг гексафторида урана, который вступил в реакцию с паром. При аварии погибли два человека и три человека пострадали от вдыхания образовавшегося фтороводорода и отравления ураном (впоследствии они выздоровели).
США, 1978 год. На американской военно-морской верфи Портсмут случайно сбросили баллон, частично заполненный жидким UF6. Емкость разгерметизировалась. При аварии никто не пострадал. Холодная погода ограничила рассеивание вещества.
США, 1986 год. На коммерческой установке по переработке урана произошла утечка при разрыве баллона. Авария привела к смерти одного человека (от вдыхания HF), и еще 31 работник подвергся воздействию газового облака. Долговременных последствий для здоровья людей и окружающей среды не было.
Северное море, 1984 год. Грузовое судно «Монт-Луи», перевозившее 350 тонн гексафторида урана, затонуло в Северном море через 4,5 часа после столкновения с автомобильным паромом. Груз состоял из 18 контейнеров с гексафторидом обедненного урана и трех контейнеров с гексафторидом обогащенного урана. Контейнеры достали из воды и провели множество измерений химического и радиоактивного загрязнения, но все пробы оказались хорошими.
В 2019 году ученые отмечали, что обедненного урана в форме гексафторида в России накоплено около 800 тысяч тонн. На Урале эти самые ядерные «хвосты» начали использовать и загрузили в реактор Белоярской атомной станции.
Ранее мы подробно писали о работе УЭХК и ядерных «хвостах», которые туда завезли.
Отметим, что, по информации двух источников E1.RU, как минимум один рабочий погиб на месте — его придавило крышкой.
Информацию о ЧП на Уральском электрохимическом комбинате мы собираем в режиме онлайн. Глава Новоуральска Вячеслав Тюменцев обратился к жителям с призывом не паниковать.