Меценат, помогающая одному из детских домов на Урале, прислала в редакцию фотографии, на которых у ребят видно кровоподтеки, ссадины и царапины. Благотворитель уверена, что это дело рук воспитателей.
Еще в апреле мы публиковали рассказ Елены Веселой о страшных буднях детдома на Урале. Она шесть лет помогала учреждению, привозила спонсорскую помощь, ездила с воспитанниками на экскурсии в ближайший большой город. Елена рассказала, что не хотела шума и надеялась, что все проблемы можно решить внутри детдома, договориться, донести до воспитателей, что так нельзя обращаться с детьми. Но после последнего ужасного случая женщина решилась на огласку.
Зимой одна из воспитанниц рассказала Елене, что ее преследует в соцсети и шантажирует мужчина. Угрозами незнакомец заставил девочку снять и выслать ему интимное фото, а когда она отказалась исполнять его приказы — разослал снимок ее друзьям. Ребенка начали травить в поселке. По словам Елены, никакой поддержки в детском доме девочка не получила, наоборот, ей сказали, что она сама виновата, и пытались отговорить писать заявление в Следственный комитет.
Тогда меценат отправила обращения в СКР, прокуратуру, Министерство социальной политики. Она рассказала, что в детском доме процветает рукоприкладство: воспитанников бьют и унижают. Кроме того, по ее словам, в учреждении не было элементарных вещей, например: туалетной бумаги, учебников, лекарств. Всё это просили закупать спонсоров. При этом бывало такое, что хорошая спонсорская помощь, например одежда, не доходила до воспитанников. По словам Елены Веселой, также были случаи, когда воспитатели выменивали у детей подарки на сигареты.
Следственный комитет возбудил уголовное дело о сексуальном насилии в отношении девочки. После публикаций в СМИ дело взял на личный контроль глава ведомства Бастрыкин. И в скором времени подозреваемый (им оказался житель Ставропольского края) был задержан.
По другим эпизодам, указанным в заявлении, районный следственный отдел всё еще проводит проверку. Елена опасается, что дело замнут.
А недавно ребята прислали ей несколько новых снимков. На одном из них мальчик с разбитым лицом, на другом — с огромной царапиной на руке. По словам Елены Веселой, ребята пострадали от воспитателей. Еще на одном фото двое взрослых, предположительно, наносят удары ребенку. Всё это происходило на глазах у других ребят, они и сделали кадры.
— Пострадавших детей до сих пор так и не опросили, я с ними постоянно на связи. Опросили других детей, но те опасаются говорить правду, отвечают в присутствии директора детского дома, что ничего не было, — говорит Елена. — С одной девочкой, которую ударила воспитатель за то, что она с подругами разговаривала ночью, беседовала психолог, девочка сделала аудиозапись, переслала ее мне. Психолог, которая должна быть на стороне пострадавшего ребенка, спрашивает девочку, зачем она «вынесла сор из избы».
Аудиозапись есть в распоряжении редакции. В беседе девочка рассказывает про конфликт. Психолог объясняет, что виноваты обе стороны: и воспитатель, и ребенок. Упрек на тему «зачем выносить сор из избы» действительно звучит в том разговоре.
Елена прислала и скрины переписок, где дети рассказывают ей о рукоприкладстве со стороны воспитателей.
Елена Веселая отправляла обращение уполномоченному по правам ребенка в Свердловской области Игорю Морокову. Из этого ведомства ей пришел ответ, в котором сообщалось, что «было организовано соответствующее взаимодействие» со свердловской прокуратурой. Это надзорное ведомство провело проверку, результаты приведены в ответе омбудсмена. Единственное нарушение, которое выявили проверяющие: отсутствие нужных лекарственных препаратов. В остальном, судя по ответу, всё благополучно.
«Согласно проверочным мероприятиям, включающим в себя проведение бесед с несовершеннолетними и изучением записей с камер видеонаблюдения, установленных в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, фактов жестокого и некорректного обращения с детьми не выявлено», — говорится в ответе Елене.
Елена, которая хорошо знает устройство этого детского дома, утверждает, что в комнатах, где всё происходило, нет камер видеонаблюдения, о которых говорят проверяющие.
— Есть две камеры снаружи, а внутри две камеры в длинных коридорах. В кабинетах, семьях и жилых комнатах камер нет. Всё это легко проверить, — говорит нам Елена. — Сейчас в Свердловской области хаос, убит приемный ребенок. Но уполномоченного по правам ребенка Свердловской области эта ситуация ничему не учит. Я предоставляю фото избиения детей, а мне пишут: нет там насилия. Нельзя всё это спустить на тормозах. Недопустимо доводить ситуацию до записок «прости нас малыш»…
Еще весной в Министерстве социальной политики сообщали, что, согласно промежуточным результатам внутренней проверки, факты жестокого обращения с детьми не установлены. Также в ведомстве утверждали, что заявление воспитанницы о шантаже и домогательствах в Сети было написано по инициативе руководства детского учреждения
Мы направили официальный запрос в Министерство социальной политики Свердловской области с вопросом: каковы окончательные результаты внутренней проверки. Ответ опубликуем, как только его получим.
Следственный комитет воздерживается от комментариев по поводу ситуации с проверкой, поскольку дело связано с интересами несовершеннолетних.
Несколько лет назад екатеринбургский детдом для умственно отсталых детей оказался в центре скандала. Воспитанники рассказали о побоях, издевательстве, истязаниях. Было возбуждено уголовное дело. Санитар, бывший выпускник этого детского дома, рассказал, что действительно был с ребятами жесток и что, когда он был ребенком, с ним обращались точно так же.